Ставрополь сегодня
Поиск
 
ГОРОДСКОЙ ЭФИР
 
 
 
СОБЫТИЯ
 
 
 
 
 
 
Генеральный директор ООО «Тайфун-инновация» Александр Крутин рассказал об истории и планах лучшего в России производства печей для обжарки семечек, орехов и кофейных зёрен.
Ставрополь учит мир жарить кофе
14 сентября 2017 19:42

Завод «Тайфун-инновация» расположен в Шпаковском районе Ставропольского края. Это одно из пяти в регионе производств пищевого оборудования и единственное в стране – оборудования для жарки кофе. В 2016 году предприятие утроило годовой объём отгрузки, а за несколько лет до этого – раньше всех мировых компаний придумало, как управлять профилем обжарки кофе. 


– Александр Николаевич, расскажите, с чего началось производство, которое мы здесь видим? 

– Примерно 25 лет назад один мой приятель купил американский пресс для приготовления пиццы. На тот момент его стоимость была сопоставима с двух-трёхкомнатной квартирой в Ставрополе, около 3,5 тысяч долларов. 

Мы посмотрели на это оборудование и ужаснулись тому примитивизму, с которым американцы его сделали. И мы собрали пресс, значительно превосходящий по надёжности и функциональным способностям. Эти прессы до сих пор работают, они надёжные, как автомат Калашникова. 

Потом решили жарить семечки и орехи. Та же история: посмотрели на печи, которые предлагали Словакия и Канада, и снова решили сделать сами, сделать лучше. В итоге больше десяти лет жарили семечки и орехи на том оборудовании, которое делали, полностью отвечая за качество продукции. 

В результате судебных тяжб с государственными структурами пищевое направление пришлось закрыть. Как экспортёры мы требовали возврата НДС, и тут столкнулись с несовершенством российского законодательства, касающегося вопросов возврата НДС. Для налоговой было делом принципа – не пустить деньги обратно из бюджета, вплоть до закрытия компании, в структуре налогов которой этот НДС занимает мизерную долю. 

Сейчас законодательство в налоговой сфере поменялось, экспортёром стало быть проще и с такими вещами не сталкиваемся. Но пищевое направление пришлось закрыть. За два года восемь раз судились с налоговой. В итоге выиграли, но пока нам блокировали счета и описывали имущество, мы растеряли весь рынок. Осталось заниматься только оборудованием, его кроме нас толком никто не делал и не делает. 


– Как правильно обозначить вашу продукцию? 

– Наша продукция – это практически заводы под ключ. Мы делаем печи, транспортёры, накопительные бункеры, системы вакуумно-диффузионного внедрения. 

Сейчас в России более 80% жарщиков семечек и половина ореховиков работают на наших заводах. Сделали четыре завода «Магниту» и выиграли тендер компании «PepsiCo»: её бюджет в разы больше российского и компания может позволить себе любое оборудование – а выбрала нас. 

– С объёмами справитесь? 

– Справимся. 

– То есть ваше оборудование по качеству не уступает импортному. Стало быть, Россия может производить качественные машины? 

– Мы на 98% состоим из импортных компонентов. Нашего уровня оборудование делать из российского невозможно. Я не могу делать печки с российскими горелками не потому что горелки плохие – их просто нет! Электродвигатели практически не производятся, мотор-редукторы называются «сделано в России» – это когда к немецкому мотору прикручивается итальянский редуктор, и то приходится самим резать болты из хорошего металла и перекручивать. Нержавейки российской нет, ни замков, ни зажимов, ни минваты. 

Мы работаем, как работают мировые компании, на эффекте глобализации. Поставщиками для одной линии могут быть сорок стран. Горелки у нас из Германии, двигатели поставляет Бразилия, электронику – Франция, нержавейку – Европа или Тайвань, системы зажима из Италии, пневматику закупаем в Японии и далее по списку. 


– А что касается персонала, хватает квалификации собирать импортные компоненты? Или приходится учить? 

– В России нет проблемы нанять квалифицированный персонал, потому что всё развалилось практически, заводов почти не осталось. Но все возрастные. Найти хорошего токаря моложе 45-50 лет практически невозможно, одни юристы и экономисты. 

Проводим серьёзное комплексное обучение внутри компании. Вот только недавно программист летал на неделю в головное представительство компании Schneider и проходил обучение по программированию. Люди, которые работают с горелочным оборудованием компании Elco, регулярно ездят на аттестационные курсы и повышение квалификации. Что касается сварщиков – наши асы проводят обучение новым работникам. Пока у нас нет возможности заменить работников роботами, как например в Италии. Там 90% оборудования варят роботы, с ними человеку не тягаться. 


– У себя планируете роботизацию? 

– Да, и уже начали. Уже есть высокотехнологичный аппарат лазерной резки, будем приобретать оборудование с ЧПУ для гибки, дальше будем брать роботов для сварки. 

– Кто основной потребитель вашей продукции? 

– Мы динамично развиваемся в основном благодаря импортным контрактам. В России малый и средний бизнес практически перестаёт существовать, работаем только с крупными холдингами. 

Я хочу каждый год удваивать-утраивать объёмы производства. Но очень споткнулся на отечественных потребителях, потому что прекратилась поддержка малого и среднего бизнеса. Если раньше люди могли брать оборудование в лизинг с субсидированием, субсидировать кредиты, то сейчас поддержка государства в этом очень слабая. 

Может, ситуацию исправит новая субсидия от Минпромторга, но пока – спасибо загранице, живём за счёт того, что туда отправляем. 

– Но всё равно ведёте бизнес не за границей, а в России. Что оставляет здесь? 

– Родину люблю. 

– В какие страны отправляете продукцию? 

– Наши поставки это весь СНГ, а также Болгария, Германия, сейчас очень активно продаём в США. 

– Условно говоря, покупаете в Германии, собираете в России и обратно продаёте? 

– Да, только я за каждую железку плачу дороже, чем немец. Она должна пройти три границы, здесь растоможиться, и покупаться обязательно через трейдера с наценками. Выигрываем только за счёт технологического преимущества. 

– Сложно убеждать иностранцев покупать российское оборудование вместо своего собственного? 

– В мире очень низок престиж России. Всё, что делается у нас кроме нефти и газа, считается третьим сортом, если не браком. 

– А россиян убедить купить вашу машину, а не импортную, легче? 

– По кофейному оборудованию проще работать с импортными потребителями. Наши соотечественники считают, что всё, что сделано в России, сделано такими же дураками, как они сами. 

Что мне нравится в работе с иностранцами-фирмачами, так то, что они прежде всего обращают внимание на характеристики надёжности оборудования. И когда они видят, что наша продукция сделана практически из того же, но конструктивно лучше – берут. 

– В чём проявляется ваше преимущество перед иностранцами? 

– «Тайфун-инновация» был первым в мире заводом, который смог программно задавать профиль жарки для кофе премиум-класса. 

– Чем это программное обеспечение было уникально? 

– Расскажу его историю. Я еду на выставку в США с отвратительным английским. Вижу там профили жарки, понимаю, что это, но плохо понимаю, что происходит. Вижу, что нужно иметь нужную температуру в нужный момент времени. Возвращаюсь, напрягаю своих программистов, на все возражения, что это очень сложно, отвечаю: «как хотите, но весь мир так уже делает». За три месяца сделали. 

Это мне напоминает одну историю об аспиранте, который пришёл на занятия с опозданием и увидел на доске формулу, которую принял за домашнее задание. Он её переписал и пришёл домой, несколько дней крутил так и эдак, и с трудом, но решил. Когда аспирант подошёл с результатом к профессору, тот просто обалдел: человек смог решить задачу, которую никто не мог решить уже много лет. Но аспирант был уверен, что это обычная рутина, у него не было комплекса, что её невозможно решить (речь идёт о Джордже Данциге, – прим.). То же самое произошло и со мной. 

Сейчас мы делаем оборудование, которое является мечтой всех кофейников – иметь заданную температуру в каждый момент времени. И я считаю, что его качество превосходит качество оборудования, которое выпускает фирма Bosh. 

– Насчёт зарубежных поставок, представитель завода «Тайфун-инновация» летал в Беларусь в составе делегации Ставропольского края. Какие цели преследовали, достигли ли? 

– Планируем поставлять им наше оборудование, ждём теперь белорусов в гости. Конечно, интереснее работать с немцами и американцами. Белоруссия небогатое государство. Но работать будем, мы со всеми работаем: и с Молдовой, и с Узбекистаном. Считаю, что Россия могла бы значительно развиться, если бы мощно продвигала своего производителя на рискованные рынки, такие как Африка: в этих бедных странах за счёт бартерных схем
маржинальность десятикратно выше, чем на европейском рынке. Но у нас нет такой господдержки, как, например, в Китае. 

– Каких ещё мер поддержки не хватает в вашей отрасли? 

– Тех, что уже приняты в развитых странах. Вот смотрите. Мы делаем завод «Магниту» под ключ. Но сами не производим оптические сортировщики, заказываем их у компании Buhler, Лондон, и паковщики – их закупили у Bosh, Германия. 

И вот приезжаем на выставку, где, работая в одной отрасли, мы оказываемся все в одном павильоне. Слева от меня компания Buhler, справа – Bosh. За участие в выставке компании Bosh 80% оплачивает правительство Ангелы Меркель, при том что это транснациональная компания с оборотами миллиарды долларов. За компанию Buhler – огромная корпорация, каждая вторая мельница на планете – 80% оплачивает правительство Её Величества Елизаветы II. За себя плачу я сам. 

Мне не денег жалко, мне за державу обидно! Как мы можем развиваться при таком отношении к производителю?  

– Недавно Минпромторг представил меры поддержки экспортных компаний, там как раз субсидии на выставки, логистику, патенты, омологацию, вы изучали их? 

– Изучали, но пока на эти меры денег нет – это просто планы. 

– Вы озвучили, что хотите каждый год в два-три раза наращивать объём производства, какие ещё планы строите? 

– Мы будем запускать сборочное производство в США. Здесь, в России, собираем железо основное и там делаем докомплектацию. Практически отвёрточная сборка, процентов 20 работы перенесём в Штаты – и получим шильдик «made in USA». Тем более Трамп сейчас большие льготы предоставляет тем, кто создаёт рабочие места в Америке. Местные компании серьёзно готовы до 50 млн долларов вложить в проект. 

– А какие планы на Европу? Какие планы по продвижению бренда «Typhoon-innovation» там?   

– Бренд в основном кофейщики все знают, на выставках практически все узнают. Но мы доли процента не составляем. Чтобы мощно войти на рынок, нужно иметь поддержку от государства. Потому что в Европе совершенно другое отношение к производству: я должен иметь там сервисные центры, гарантийное, постгарантийное обслуживание. А это в том числе зарплата: если у нас рабочий получает 600$, то там квалифицированный сварщик должен зарабатывать 4000$.   


– Планируете осваивать новые виды продукции? После обжарки кофе, может, это будут кофе-машины?   

– Кофе-машины будем выпускать, но не для частного пользования, а для кофеен, которые будут на них варить для дорогих соотечественников лучший кофе, который только можно придумать.   

Мы уже сами обжариваем кофе. Почему в своё время мы смогли сделать лучшее в России и одно из лучших в мире оборудование для жарки семечек и орехов – потому что всё это время жарили на своём оборудовании сами. Мы говорим с потребителями на одном языке, где-то даже формируем моду на обжарку. Так, например, вакуумно-диффузионное внедрение, патентованная технология, которая позволяет ту же фисташку солить внутри, а не обваливать в соли.   

Что касается кофемашин, думаю, уже через месяц будем что-то пробовать. Это совершенно непрофильная для нас будет тема: как для оборонного завода зубочистки производить.   

– Резюмируя вышесказанное о налогах и о господдержке, скажите: вы советуете открывать бизнес в России и если да, то в каких сферах?   

– Всем советую открывать бизнес в России, иначе как жить? Что касается сфер – людям всегда нужно есть, это значит, либо сельское хозяйство, либо переработка, либо – производство оборудования для них.

494
 В Госдуме украли ставропольский хамон
22 сентября 2017 16:07
По итогам Дней Ставрополья в федеральном парламенте не досчитались одного из экспонатов выставки нашей делегации

Литературные QR-скамейки появились в Ставрополе
22 сентября 2017 15:08
С помощью лавочек все желающие смогут приобщиться к миру русской и зарубежной литературы

Несколько улиц перекроют в Ставрополе  на сутки
22 сентября 2017 14:00
Временные ограничения движения транспорта связаны с празднованием Дня города

Победителей конкурса городских проектов выбрали в Ставрополе
21 сентября 2017 23:00
В администрации города назвали имена победителей конкурса «Что я сделал для Ставрополя»

Следуйте за нами
 
 
 
© 2012-2017 «Городские Журналы» (ООО). Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-54899 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Согласно ФЗ № 436 от 29.12.2010 "О защите детей от вредоносной информации" сайт STAVTODAY.RU относится к категории информационной продукции, которую могут использовать дети, достигшие возраста 18 лет.
netbyte