Ставрополь сегодня
Поиск
Роботы, технологии чтения мыслей, электромобили будущего, возобновляемая энергетика - вторая часть путевых заметок о стажировке в Японии
Токио - город мечты. Часть II
3 февраля 2018 18:51
Продолжаем публиковать путевые заметки о стажировке в Японии нашего собственного корреспондента. Первая часть рассказа здесь.
Вид из окна токийского небоскреба
Вид из окна токийского небоскреба
Путешествие в один из токийских небоскребов, ранним утром в четверг, привело нас в компанию среднего эшелона с уже налаженными отношениями международного сотрудничества.

Основанная в 1994 году акционерная компания «Visual Processing Japan (VPJ)» является самостоятельным венчурным предприятиям, предоставляющим решения для
повышения производительности труда в сфере кроссмедийной передачи информации.

VPJ предлагает своим клиентам облачное программное обеспечение для совместной работы, хранения и предварительной обработки медийной информации (изображения, аудио и видеофайлы). Клиентами компании представляются рекламные агентства и студии, редакции различных изданий и корпоративные отделы подготовки рекламной продукции.

В компании работает 60 человек, а её выручка от реализации услуг составляет около 700 млн иен (примерно 350 млн. рублей). Компания развивает сотрудничество с клиентами из Канады, Бельгии, Германии, Нидерландов и других стран в целях повышения добавленной стоимости своей продукции, а также размещает заказы на разработку программного обеспечения в других странах. 
Презентация руководителя VPJ
Презентация руководителя VPJ
Основная идея этого японского программного обеспечения заключается не столько в хранении и совместном использовании, сколько в части взаимодействия и совместной работы агентства или студии с заказчиком, сохраняя все версии совместной работы над макетами и все правки, которые были предложены с обеих сторон (с привязкой к выполнению этих правок в конкретных макетах).

Участники российской делегации проявили большой интерес к программному обеспечению компании VPJ в первую очередь потому, что на российском рынке немало аналогов со значительно большим функциональным оснащением, но таких узкоспециализированных, хорошо адаптированных решений для небольшого, точно известного круга клиентов встречается мало, что могло бы стать хорошей основой для развития бизнес-отношений. В гостях у VPJ
Российская делегация в гостях у компании VPJ
Тут же прозвучали предложения для японской стороны о локализации программного обеспечения на русский язык и организации представительства.

Выступающие сотрудники VPJ сообщили, что пока не могут дать определенный ответ, но обещали изучить возможность выхода на российский рынок заметив однако, что использовать программное обеспечение можно уже сейчас (ведь оно облачное и доступно из любой точки планеты), просто пока без русского языка и возможности безналичной оплаты в российской валюте.

Если вы заинтересовались, привожу прямую ссылку на сайт Aproove: www.aproove.com.

Университет WASEDA

Кампус университета WASEDA
Один из кампусов университета WASEDA. Вид из парка Окума
Не менее интересным было посещение одного из двух элитных, старейших и известнейших частных университетов Японии — университета Waseda, который был основан в 1882 году господином Сигэнобу Окума в качестве частной токийской специальной школы. Сегодня это многопрофильный ВУЗ с 42 тысячами студентов из разных стран мира (в том числе США и Великобритании) и 13-ю факультетами, включая факультет фундаментальных наук и техники, факультет креативных наук и техники, факультет передовых наук и техники и т.д.

Участников российской делегации ждали две интересные лекции об оптимизации производства программного обеспечения и установленной (экспериментально подтвержденной) зависимости между количеством ошибок, функциональностью программного обеспечения и эргономикой программного средства. 

Японские коллеги обоснованно утверждают, что если в процессе разработки софта (на всех этапах) соблюдать парадигму баланса между сложностью кода, решаемыми задачами и эргономикой (удобством использования), то эффективность производства этого кода можно увеличить на 25-30%. Это показалось очень похожим на практическое развитие модной сегодня agile-концепции, применяемой при разработке софта, но более внятно и точно учитывающей проблематику.

WASEDA — сад ОкумаПарк WASEDA

Университет WASEDA, кроме всего, примечателен и знаменит ещё и своим идеальным парком, вернее садом — Окума, который внесен во все путеводители по Токио. Это сад смешанного типа — частично в японском, частично в западном стиле. Когда-то этот сад был имуществом клана Ии, но в 1884 году Окума Сигэнобу, основатель университета Васеда, изменил его и сделал более соответствующим модному в то время «полузападному» стилю. Господин Окума отдал много сил, своего времени и труда этому саду. После его смерти сад стал частью университетского кампуса.

В саду расположен памятник Конфуцию, учения и мудрость которого до сих оказывают значительное влияние на японскую культуру и общество. 

Национальный Институт Передовой Промышленной Науки и ТехнологийAIST campus

Прохладным пасмурным, пятничным утром мы отправились в национальный японский институт с красивой абривеатурой — AIST (Advanced Industrial Science and Technology), расположенный в научном городке Tsukuba (Ibaraki) в 70 км от Токио.

Небольшая обзорная лекция о семи направлениях работы института:

- возобновляемая энергетика и окружающая среда;
- наука о жизни и биотехнологии;
- информационные технологии и человеческие факторы;
- материалы и химия;
- электроника и производство;
- геологическая служба Японии;
- национальный метрологический институт Японии;

позволила нам получить лишь общее представление о том, как происходит интеграция между наукой и производством, но для первого знакомства этого вполне достаточно.
Solar energy station
На крышах многих японских зданий установлены солнечные электростанции. Корпуса AIST - не исключение и в фойе сразу за парадным входом установлен монитор текущего потребления и генерации электроэнергии в режиме реального времени.
Участников российской делегации заинтересовала организация учебного процесса (ведь этот институт — это учебное заведение), задавали вопросы об участии студентов в работе над коммерческими проектами института. Из ответов лектора стало ясно, что лаборатории института действительно предназначены не только (и не столько) для учебных целей, сколько для реализации научных задач, поставленных предприятиями реального сектора экономики.

Студенты с первых курсов активно вовлекаются в работу, изучают методы проведения исследований, правильную постановку научных целей исходя из существующих производственных проблем, которые можно обнаружить либо самостоятельно исследовав какой-то отдельный производственный процесс (либо его часть) под руководством своего научного руководителя, либо воспользовавшись исследованиями и исходными данными, которые сформулированы были самими предприятиями, другими студентами и даже внешними консультантами.Выставка технологий, разработкой которых занимаются в AIST
Выставка технологий, разработкой которых занимаются в лабораториях AIST научные сотрудники вместе со своими студентами и аспирантами
В основе всего учебного и образовательного процесса лежит философия «кайдзэн», основную идею которой можно сформулировать по-русски так: непрерывное совершенствование процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни. 

Студенты (кстати, не только в этом учебном заведении) в первую очередь учатся анализировать и исследовать существующие технологии в той отрасли, в которой они развиваются. И тут же находить в этих технологиях, в реализованных технологических процессах несовершенство, узкие места, недостатки, которые они пытаются решить сначала с научной точки зрения, а затем пытаются реализовать в прототипах в лабораториях института.

Лектор отдельно подчеркнул, что фундаментальной наукой ради науки они занимаются здесь очень мало, отдавая предпочтение решению конкретных производственных задач, совершенствованию и улучшению существующих бизнес-процессов, постоянно внедряя в производство улучшения, дополнения и развивая в будущих специалистах практический потенциал, основанный на принципах непрерывного совершенствования.Роботы AIST на выставке внутри института
Модельный ряд (вернее будет сказать - родословная поколений) человекоподобных роботов, разработка которых ведется в стенах AIST уже довольно обширный, но все последние и предпоследние версии машин представлены на выставке института
К сожалению, в рамках одного визита невозможно детально познакомиться с такой организацией учебного процесса. Вероятно, такой обмен опытом был бы очень интересен нашему научно-педагогическому сообществу, постоянно испытывающему сложности с внедрением своих научных разработок в реальное производство.

Завершилась встреча экскурсией по выставке института, где большое внимание участников делегации «айтишников» из России привлекли экспонаты-роботы, шлем для чтения мыслей, а также технологии возобновляемой (особенно солнечной) энергетики и переработки старой электроники для повторного использования ценных и редких металлов (но не только золота или платины). Солнечные панели с КПД более 25%
Солнечные панели по утверждению экскурсовода (представителя института) имеют КПД более 25%. По его словам, это экспериментальные образцы по совместному использованию перовскитной и кремниевой технологий для добычи электроэнергии из солнечного излучения
Любопытно, что на вопрос о том, не является ли заказчиком шлема для чтения мыслей  Neuralink — недавно анонсированный Илоном Маском стартап, активно набирающий ученых, коллеги с японской стороны поблагодарили за комплимент и рассказали, что разработка ведётся для оказания помощи людям с ограниченными возможностями, при проблемах с речевым аппаратом в результате травм или инсультов. 

Такая система должна дать возможность этим людям общаться. Демонстрационный образец реализации технологии для чтения мыслей

В качестве примера был приведен случай широкого известного учёного - Стивена Хокинга, для которого доведенная до промышленной реализации разработка, могла бы существенно упростить процесс коммуникации с внешним миром. 

Вместо собственных голосовых связок Стивен использует синтезатор речи, закрепленный на его инвалидном кресле. Креслом и синтезатором Стивен управляет с помощью одной мимической мышцы на щеке, напротив которой закреплен датчик. По экрану монитора бежит текст и, когда нужно выбрать слово из фразу, Стивен делает это щекой. Скорость такого общения составляет примерно 1 слово в минуту.  

Корпорация Игл
Восьмиколесный электрокар
Прототип машины будущего - восьмиколесный электромобиль Elica
В завершении программы посещения научно-исследовательских институтов и коммерческих компаний Японии российской делегацией, мы направились в компанию e-Gle, которая занимается разработкой по-настоящему полноприводного, восьмиколёсного электромобиля.

Можно сказать, что как раз «привода» здесь и нет совсем — электродвигатели расположены непосредственно в колёсах машины, что делает энергоэффективность силовой установки очень высокой.Участники российской делегации в уникальном восьмиколёсном электромобиле
Участники российской делегации с большим интересом опробовали уникальный японский электромобиль на ходу
Японской стороне удалось здорово подогреть интерес русских инженеров к своему проекту, пригласив прокатиться в действующем прототипе, который был построен ещё в 1987-ом году, прошёл множество модернизаций, имеет государственный номер (т. е. на нем можно передвигаться по дорогам Японии) и по-прежнему выглядит очень футуристично. 

Российская делегация в полном составе и с большим удовольствием опробовала электромобиль. Управлять электромобилем не разрешили (за рулем на тест-драйве был сотрудник компании), ссылаясь на отсутствие в этом конкретном прототипе удобного регулируемого кресла для эргономичной посадки и … подушек безопасности. Но добросовестно покатали всех желающих участников делегации.
Один из идеологов и разработчиков
Господин Hiroshi Shimizu, основатель и бессменный руководитель компании e-Gle
Кроме этой машины у компании e-Gle есть и другие разработки, множество патентов и государственный премий, различных наград в области разработки перспективных транспортных средств. 

В настоящее время компания активно ищет и приглашает инвесторов для создания серийно выпускаемых образцов своих электромобилей с тягой, расположенной непосредственно в колесах электромобиля.

Участники российской делегации в ответ вспомнили недавнюю инициативу российского миллиардера Михаила Прохорова — Ё-Мобиль, которая в настоящее время никак не анонсируется и вероятно завершилась. 

Господин Hiroshi Shimizu, основатель и бессменный руководитель компании e-Gle пригласил российского бизнесмена лично совершить визит в Японию, в Токио для того, чтобы детально познакомиться с разработками e-Gle и рассмотреть вопрос инвестирования. Российская делегация и легендарный электрический De Lorean
Российская делегация и легендарный электрический De Lorean
С российской стороны также прозвучало множество и других вопросов, интерес к разработкам компании быстро перерос стадию знакомства и сразу же перешёл в стадию обсуждения технических аспектов реализации, преимуществам и недостаткам выбранного японскими специалистами решения.

Так, русские инженеры первым делом поинтересовались у разработчиков электромобиля проблемой замены резины на этих колёсах, а также реальными эксплуатационными тестами: участникам делегации казалось, что в условиях идеальных японских дорог этот электромобиль сможет нормально работать, но в российских условиях … однако основатель и бессменный руководитель компании Hiroshi Shimizu рассказал, что его запатентованная разработка не сложнее, чем барабанные или дисковые тормоза, которые эксплуатируются повсеместно.
Место водителя инновационной Ecliica

Его колёса-двигателя не боятся влаги, перепадов температур и это подтверждено не только лабораторными испытаниями, но многими километрами реальных дорог, в том числе в условиях, приближенных к езде по бездорожью (правда, внедорожного прототипа у компании пока нет) — ямы, ухабы, тряска, броды, грязь … по мнению изобретателя нет никаких оснований считать, что колёса с такой конструкцией электромагнитного привода (непосредственно на них расположенного) с этой задачей будут справляться хуже, чем существующие полноприводные аналоги с передачей усилия от двигателя через сложную механическую систему сцепления, осей и шестирёнок.

Электромобили американской Tesla используют приводную систему с отдельно расположенным двигателем, в то время как компания e-Gle уже демонстирует готовую к коммерческой реализации разработку следующего поколения, когда все колеса электромобиля и есть его двигатели.

Автомобиль оснащен литиевыми аккумуляторами

Встреча с разработчиками уникального в своем роде электромобиля была наверное самой продолжительной для российской делегации, эмоционально насыщенной и вызвала большой интерес для россиян несмотря на то, что среди участников не было ни одного инженера, занятого разработкой транспортных средств.

Одним из финальных вопросов делегации, прозвучавших на встрече был вопрос о том, почему такие известные японские компании как Toyota, Nissan, Honda и другие не хотят купить лицензию на передовые технологии e-Gle для использования в своих машинах?
Система зарядки аккумуляторов предполагает двойную скорость зарядки
Японские инженеры предложили простое решение для сокращения времени зарядки аккумуляторов в два раза: осуществлять зарядку из двух источников
Оказалось, что эта разработка японских инженеров сильно опережает своё время и существующий сложный производственных цикл современных автомобильных компаний просто не позволяет этого сделать без огромных затрат на модернизацию в ближайщем будущем. Поэтому японские компании сосредоточили свои усилия на гибридной технике с частичным отказом от ДВС (двигателей внутреннего сгорания), ведут собственные перспективные разработки машин на электротяге, но стараются это делать максимально унифицированно (эффективно) для своего собственного, существующего производственного цикла.

Поэтому такой передовой разработке необходимо найти инвесторов и реализовать проект электромобиля с нуля, разработав для него собственную технологическую платформу.

В финальной части расскажем о небольшой культурной программе, которую подготовила принимающая сторона для российской делегации. Первую часть можно прочитать по ссылке.

Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям:
534
Тайны и загадки Ставрополя откроют горожанам
28 июня 2018 18:15
Бесплатная экскурсия пройдёт в краевом центре

Бюст Римме Ивановой установили в Ставрополе
27 июня 2018 17:42
Памятник «российской Жанне Д'Арк» открыли у школы-нтерната №36

Несколько улиц Ставрополя на стуки останутся без воды
27 июня 2018 14:17
Плановые работы Водоканала пройдут 28 июня

Театральный сквер Ставрополя закрыт на реконструкцию
27 июня 2018 13:23
Площадку ожидает полная замена плитки, лавочек и мусорных урн

Ставрополье вошло в тройку лидеров по качеству хлеба
26 июня 2018 17:26
Специалисты Роскачества впервые за долгое время похвалили ставропольских производителей

Здание цирка в Ставрополе ждёт реконструкция
26 июня 2018 16:57
Постройка более 30 лет нуждается в ремонте

Ставропольский прыгун в воду стал лучшим в стране
25 июня 2018 18:14
Спортсмен завоевал титул четырёхкратного победителя Чемпионата России

Бесплатные уроки бачаты дадут Ставропольцам
25 июня 2018 18:09
Занятия рассчитаны на начинающих

Следуйте за нами
 
 
 
© 2012-2017 «Городские Журналы» (ООО). Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-54899 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Согласно ФЗ № 436 от 29.12.2010 "О защите детей от вредоносной информации" сайт STAVTODAY.RU относится к категории информационной продукции, которую могут использовать дети, достигшие возраста 18 лет.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.