Ставрополь сегодня
Поиск
Зачем Ставрополью торговать со всем миром?
Нужен нам «берег турецкий»
2 марта 2018 18:00
В Ставрополе на площадке бизнес акселератора «СтавБит» прошла II Научно-практическая конференция «Экспорт: 26 регион». Его организовала Торгово-промышленная палата СК при поддержке краевого Минэкономразвития. Федеральные эксперты, делегации из нескольких зарубежных стран, представители власти и бизнеса обсуждали достижения Ставропольского края в развитии экспортного потенциала, делились наработками, решали проблемы и налаживали деловые связи.

Благодаря мощной организации и представительности конференция из довольно проходного мероприятия местного значения стала масштабным событием в экономической жизни региона. Мы затронем некоторые важные вопросы, которые на ней поднимались, а заодно попробуем понять, почему нам так необходим выход на мировые рынки.


Берём разнообразием

Конечно, для участников конференции это самоочевидный момент. В приветственном слове губернатора Ставрополья отмечается, что «экспорт важен для любого региона не только поступлением валюты, созданием дополнительных рабочих мест на собственной территории, но и как стимул дальнейшего развития, совершенствования технологий производства, роста качества продукции, снижения издержек». Можно сказать и наоборот: без мощного, набирающего обороты и максимально разнообразного экспорта любой регион обречён на статус безнадёжной провинции.

Ставропольский край в этом плане радует показателями. По итогам 2017 года его внешнеторговый оборот составил около 1,7 млрд. долл. США, что выше предыдущего года на 18% и составляет 73% от всей внешнеэкономической деятельности СКФО.

Конечно, это не рекорд в масштабах страны, но и положение у нас особое. В отличие от многих других регионов, на Ставрополье нет крупных месторождений нефти и газа, равно как и металлургических гигантов. Поэтому объёмы внешнеторгового оборота, не составляют астрономических сумм, но зато мы можем похвастаться куда более высокой долей малого и среднего бизнеса и более выгодной структурой экспорта. Ставропольский край продаёт нефтехимию, сельхозпродукцию, монокристаллы и многое другое — вплоть до оборудования для обжарки кофе.


Как не стать второй Аргентиной

Последнее особенно важно в контексте того, что традиционно Ставрополье воспринимается как аграрный регион. Мы бьём рекорды по урожаям, наше зерно ценится во всём мире. И в какой-то период у нас был большой соблазн сосредоточиться именно на этом. Засеять как можно больше площадей, истощать плодородие земель и гнать вагоны ставропольской пшеницы к портам, получая за них твёрдую валюту. Во всяком случае, ещё недавно подобные предложения звучали с угрожающим постоянством.

Почему это ни в коем случае нельзя было делать, сегодня понятно едва ли не каждому. Во-первых, держать яйца в одной корзине — значит поставить себя в зависимость от крайне неустойчивого зернового рынка. Урожаи и цены в разные годы могут отличаться в разы. Во-вторых, при нещадной эксплуатации почвы истощаются, а восстанавливать их потенциал долго и дорого. Недальновидные аграрии и так нанесли им огромный ущерб в прошлые годы, а если бы их никто не сдерживал, Ставропольский край вполне мог за пару десятилетий стать бесплодной пустошью.

Ещё одним следствием стало бы вымывание компетенций, специалистов и вообще производящего бизнес из региона. И с каждым годом наш край всё сильнее подсаживался бы на «зерновую иглу». По сути, это мало чем отличается от экспорта нефти, газа или леса. Сырьё, которое продаётся странами третьего мира и покупается странами первого, где в итоге превращается в продукцию с высокой добавленной стоимостью. В своё время на этом обожглась Аргентина, которая в начале ХХ века была одной из богатейших стран за счёт массового экспорта сельхозпродукции, но по мере отставания в гонке технологий всё сильнее беднела и впадала в зависимость от сильных мира сего.

Первый секретарь экономического отдела Посольства Венгрии в Российской Федерации Андрей Букаи

Большие и малые

Этот небольшой экскурс позволяет оттенить происходившее на конференции в Ставрополе обсуждение. За счёт не сырьевой структуры экспорта наш регион выгодно отличается не только от других субъектов федерации, но и от России в целом. Один из спикеров — первый секретарь экономического отдела Посольства Венгрии в Российской Федерации Андрей Букаи — подробно остановился на этом моменте. Во внешней торговле Евросоюза не только преобладает высокотехнологичная продукция, но и доля малого и среднего предпринимательства крайне высока, в то время как в нашей стране она составляет меньше процента. В ставропольском крае эти цифры хоть и далеки от европейских показателей, но всё же во много раз превышают общероссийский уровень.

Конечно, доминируют у нас промышленные гиганты, в первую очередь химические производства в Невинномысске и Будённовске. Во многом это советское наследие, но за счёт постоянной модернизации и наращивания как объёмов, так и ассортимента, они могут восприниматься как история успеха новейшего времени. Равно как и «Монокристалл», лидирующий на мировом рынке искусственных сапфиров.


Но, как сказал на конференции заместитель председателя правительства региона Андрей Мурга, с крупными предприятиями взаимодействовать легко, они и сами развиваются неплохо. А главные усилия краевые власти направляют на поддержку малого и среднего предпринимательства. В первую очередь приходят на ум индустриальные парки и самый успешный из них — невинномысский. Территорию, ещё несколько лет назад бывшую пустырём, сегодня занимают десятки различных производств. Они, правда, пока что работают скорее на импортозамещение, чем на экспорт. Но, во-первых, и это необходимо, а во-вторых, чтобы осваивать мировые рынки, нужно для начала заполнить внутренний.

Своё весомое место занимают сельхозтоваропроизводители. Президент Союза «Торгово-промышленная палата Ставропольского края» Борис Оболенец привёл на встрече пару примеров, когда небольшая компания со временем вырастала до мощного производителя продуктов питания, работающего в том числе и на экспорт. Когда из того же зерна, которое можно было бы продать сразу, производятся, к примеру, макаронные изделия, востребованные на мировых рынках, то это уже товар высокой степени переработки и та стратегия, которая нам нужна.

Президент Союза «Торгово-промышленная палата Ставропольского края» Борис Оболенец

Проблемы и решения

Что делается на региональном и муниципальном уровнях для того, чтобы привлечь и поддержать бизнес, в целом известно. Помимо упомянутых индустриальных парков это множество программ, субсидий, грантов и разного рода поблажек в плане налогов и подключения к коммуникациям. В случае с экспортёрами работают и более точечные механизмы:

- Это участие в выставках: от региональных и российских до международных, консультации, прямые поиски партнеров за рубежом и многое другое. Наши товаропроизводители уверенно закрепились на международных рынках. Что говорит об их конкурентоспособности, – рассказал Андрей Мурга.

Но возможности краевого правительства крайне ограничены. Субсидии крохотные, почти все налоговые поступления уходя в федеральный центр, а проблемы ставропольских экспортёров чаще всего вообще не решаются на региональном уровне.

Реплики представителей бизнеса в этом контексте выстраивались вокруг нескольких основных проблем: понимание того, как работать с зарубежными партнёрами, логистика и вопросы, связанные с работой таможни.


Последнее находится целиком в рамках компетенции федерального центра, и максимум, что могут сделать местные власти — это продвинуть вопрос наверх, как-то пролоббировать интересы своих производителей.

Логистика тоже не решается в рамках одного региона, тем более когда это касается экспорта. Впрочем, кое-что всё же делается. В ушедшем году удалось организовать льготные перевозки ставропольского зерна. Но в любом случае чаще всего это вопрос взаимодействия с соседними регионами, Москвой и непосредственно с перевозчиками.

А вот в вопросе поиска и отбора зарубежных партнёров, взаимодействия с ними и решения множества связанных с этим проблем делается довольно много. Собственно, сама конференция может восприниматься именно в этом ключе. На одной площадке собрались представители власти, бизнеса, экспертного сообщества и несколько зарубежных делегаций, чтобы наладить связи, обсудить проблемы друг друга в различных форматах и научиться взаимодействовать на взаимовыгодных условиях. И неизвестно, что в этом плане принесло больше пользы — панельные дискуссии, мастер-классы или перерывы, когда участники могли попробовать местную продукцию (от традиционных «Ессентуков» до новомодных чизкейков от михайловского «Чизберри») и поговорить в неформальной обстановке.


Торгово-промышленная палата — не просто организатор, а своего рода аттрактор, позволяющий всем сторонам найти общий язык. Аналогичные структуры есть в каждом регионе России, на федеральном уровне и в большинстве стран, в которые поставляют продукцию ставропольские производители — а их счёт идёт на десятки. В них так или иначе аккумулируется нужная информация, нарабатываются механизмы сотрудничества и решаются многие вопросы.

Проблем с зарубежными партнёрами у нас немало. Если с Белоруссией, Азербайджаном и другими бывшими союзными республиками найти общий язык проще (в том числе и в прямом смысле — по-русски нам договариваться легче), то чем дальше, тем сложнее. Везде своя специфика, свои представления о ведении бизнеса и своя репутация. Представители Афганистана много говорили о том, что их страна может быть надёжным партнёром, но продолжает восприниматься как неуправляемая территория, охваченная войной. У Евросоюза проблема противоположная — они надёжны и стабильны, но высокие требования и санкции часто затрудняют ведение дел с российскими производителями.


***

Так или иначе развитие экспорта Ставрополью необходимо. Нам нужно продвигать свои товары и бренды, налаживать партнёрство со всем миром. Это не просто обеспечивает приток денег и позволяет местному бизнесу выходить на новые рубежи. Куда важнее, что сам наш регион становится субъектом международных экономических отношений, известным в мире брендом. Не просто провинцией большой и малопонятной России, а самостоятельной единицей со своим имиджем и репутацией. Все мы примерно представляем, чем Калифорния отличается от Техаса, а Нью-Йорк — от Лас-Вегаса. Эта узнаваемость подстегнёт не только приток денег в регион, но и множество других сфер — от туризма до образования и демографии. Поэтому прошедшая конференция стала не просто полезной встречей заинтересованных лиц, а важным этапом в наращивании экспортного потенциала Ставрополья и развития региона в целом.




Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям:
231
"Коммуналка" подорожает на Ставрополье на 3,5%
19 июня 2018 16:08
Плановое повышение платы за услуги ЖКХ начнётся с 1 июля

Андрей Хлопянов: "Гуляйте в лесу на здоровье!"
19 июня 2018 14:43
Минприроды СК опровергло запрет на посещение лесов

Ставропольцам запретили посещать леса
18 июня 2018 17:47
Особый противопожарный режим ввели в регионе

Жена экс-главы Ставрополья вошла в список Forbes
18 июня 2018 13:24
Её годовой доход  составил порядка 309 млн рублей

Львёнок и оленёнок появились на свет в Ставрополе
14 июня 2018 17:02
Имена малышам дадут через месяц, их придумают посетители зоопарка

Проспект Октябрьской Революции перекрыт до конца июля
14 июня 2018 11:19
В центре города ведут работы по замене перехода тепловой сети

Трансляцию открытия мундиаля покажут в Ставрополе на большом экране
14 июня 2018 11:03
Показ пройдёт на Александровской площади

Центр Ставрополя почти на сутки останется без воды
13 июня 2018 16:54
Очередные работы поводит городской "Водоканал"

Следуйте за нами
 
 
 
© 2012-2017 «Городские Журналы» (ООО). Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-54899 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Согласно ФЗ № 436 от 29.12.2010 "О защите детей от вредоносной информации" сайт STAVTODAY.RU относится к категории информационной продукции, которую могут использовать дети, достигшие возраста 18 лет.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.