Ставрополь сегодня
Поиск
Разбираем по полочкам принятый городской бюджет, который будет изменяться на протяжении всего года
Насколько набит кошелёк Ставрополя?
23 апреля 2013 16:05

Финансовый лифт в России порожняком не ходит: снизу вверх идут налоги и другие отчисления, а сверху вниз – субсидии, трансферты, субвенции и разные дотации. Поэтому местное самоуправление весьма и весьма зависит от всех этих отчислений. Так что вертикаль власти, продолжая утверждать «берите суверенитета, сколько сможете», основной регулятор жизни страны – финансовый – оставляет под своим полным контролем. 

Государственная дума принимает бюджет России, затем каждый регион, в зависимости от того, сколько на него предусмотрено денег в главном финансовом документе страны, утверждает свой план доходов и расходов. И только затем муниципалитеты пытаются «втиснуть» свои насущные нужды в те суммы, которые им выделены. Какое же это самоуправление, при такой жёсткой зависимости от решений сверху? А в российских реалиях – от взаимоотношений муниципалитета со всеми ступеньками вертикали власти. А ведь ещё со времён выхода на экраны фильма «Свадьба в Малиновке» каждому известно, что основа самоуправления кроется в ответе на простой вопрос – «а есть ли у атамана золотой запас?».

Формально бюджет Ставрополья как бы бездефицитный, но накануне 2013 года край выпустил облигации на пять миллиардов рублей – а это, как ни крути долги, которые потом придётся отдавать. В Ставрополе на 2013 год при утверждении финансового документа планировали потратить из городского бюджета чуть больше 6,7 млрд рублей. Эта цифра меньше фактически потраченного в 2012 году на сто с лишним миллионов. А если учесть, что в новом бюджете заложены и рост зарплат бюджетников, и индексации на величину инфляции различных социальных выплат, то на «остальное» придётся ощутимо ужаться даже по сравнению с не самым богатым для Ставрополя прошлым годом. Впрочем, как показывает практика последних лет, в течение года город изыскивает дополнительные средства и итоговая сумма оказывается, как правило, больше запланированной.

Из 6,7 млрд почти 3,5 млрд – собственные доходы, больше трёх миллиардов – вышеупомянутые перечисления сверху, именуемые «безвозмездные поступления» и ещё без малого 170 млн – дефицит бюджета, который придётся пополнять за счёт банковских кредитов. В итоге свои потребности за счёт собственных же доходов Ставрополь планирует покрыть в 2013 году только чуть больше половины.

При нынешней системе бюджетообразования никакому городу не светит сформировать собственный кошелёк без федеральных средств

Иначе говоря, только такое, чуть больше, чем наполовину, самоуправление, мы можем себе позволить… Неужели мы такие бедные? Совсем нет! Просто, во-первых, богатые должны делиться с бедными, во-вторых, часть доходов каждого населённого пункта идёт на общегосударственные вопросы – содержание армии, строительство объектов федерального значения, фундаментальные научные исследования и так далее, ну и в-третьих, финансовый «поводок» позволяет контролировать власть на местах. Так что, при нынешней системе бюджетообразования в России, тому же Ставрополю никогда не светит сформировать свой городской кошелёк на сто процентов из собственных средств. К тому же не стоит забывать, что государство в последние годы активно делится своими полномочиями с муниципалитетами, передавая вслед за обязанностями и финансовые средства. Но всё же, пятьдесят с очень небольшим хвостиком процента – это «маловато будет».

Кстати, первоначальный проект бюджета, опубликованный для публичного обсуждения, был чуть меньше – на 32 690 000 рублей. Вроде бы, внушительная сумма и откуда она вдруг «нарисовалась»? Ну, во-первых, в масштабах города не такие уж великие деньги. Если отбросить пугающие нули и осмыслить всё более приземлённо, то представьте себе такую вот картину. Семья готовится потратить к Новому году на подарки, праздничный стол и прочие свои нужды 6700 рублей (аналог 6,7 млрд города). А вдруг не хватит? На всякий случай порылись в карманах, нашли 32 рубля с мелочью (те самые 32,69 млн). Вот и судите – много это или мало?

Но нужно исходить из того, что есть. И постараться потратить эти средства максимально полезно для Ставрополя и горожан. Кстати, нас в очередной раз обрадовали – дескать, бюджет имеет ярко выраженную социальную направленность. Но позвольте! Иной «направленности» он просто по определению иметь не может – это народные деньги, которые полностью должны быть потрачены на общественные (в переводе на импортный – социальные) нужды. Даже, если они идут на оплату труда чиновников и депутатов. Ведь, по крайней мере в теории, это нанятые на наши с вами средства специалисты, которые должны за эти деньги блюсти интересы общества. У нас слово «бюджетники» стойко ассоциируется с учителями, врачами, работниками культуры и другими категориями, которые в условиях постоянного недофинансирования работают больше из любви к профессии, нежели за достойную оплату своего труда. Но есть и другие бюджетники – те же самые чиновники и депутаты, которые за свою работу получают вполне нормальные деньги.

Если же в общих цифрах, то в 2013 году на фонд оплаты труда и страховые взносы администрации и думы Ставрополя планируется потратить почти 158 млн. Если к этому приплюсовать аналогичные расходы управлений и комитетов администрации, а также районных управ, то на зарплату муниципальным чиновникам уйдёт больше полумиллиарда рублей. С приплюсованными туда же «иными выплатами персоналу, за исключением фонда оплаты труда» цифра получится внушительная: порядка 560 млн. А это почти восемь с половиной процентов всего городского бюджета!

Очевидно, что являясь одним из крупных работодателей и крупнейшим собственником в городе, муниципалитет автоматически становится и самым большим налогоплательщиком. Понятно, что одни отчисления с зарплат чиновников в виде налогов и взносов в страховые фонды составят не один десяток миллионов. Помимо этого, порядка 180 млн уйдёт на прямую уплату земельного и имущественного налогов, либо на субсидии бюджетным учреждениям для тех же целей. Хоть эту весьма солидную сумму придётся реально изыскивать и перечислять, но, по сути-то, это виртуальные деньги, которые из одного бюджета уйдут в другой, не принеся городу никакой видимой пользы. Ну, разве что, вернутся потом из федерального центра в виде какой-нибудь субвенции или под каким-нибудь другим, ещё более загадочным, названием. Таковы правила игры…

В первоначальном варианте бюджета на борьбу с коррупцией в деятельности администрации Ставрополя и её органов выделялось более 10,5 млн рублей

Есть в городском бюджете средства более осязаемые, но оттого не более понятные. Например, в первоначальном варианте бюджета на борьбу с коррупцией в деятельности администрации города и её органов выделялось больше десяти с половиной миллионов. Казалось бы, на такие-то деньги – в среднем, чуть не по миллиону в месяц – всех взяточников переловить можно. Например, нанять целое подразделение частных детективов. В общем, варианты есть. Но в итоговом бюджете нашли, наверное, самый оптимальный – оставили на борьбу с коррупцией 465 тысяч, а большую часть высвободившихся средств направили на строительство и оборудование двух Центров обслуживания населения (МФЦ).

Ещё одна интересная строка – «закупка товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» – в целом по всем отраслям городского хозяйства «потянула» почти на 75 миллионов. «Прочая закупка товаров, работ и услуг для муниципальных нужд» в сумме составит чуть более 667 млн рублей.

Без малого 28 млн рублей планировали выделить на СМИ (то есть, по сути, на официальные публикации и саморекламу о работе администрации и городской думы). Получается, что мы должны за наш же счёт чуть ли не ежедневно (а то и по несколько раз в сутки) информироваться о всех затраченных на наше же благо усилиях. Что бы было понятнее, достаточно просто разделить эту сумму на количество дней в году – получается, что даже без перерыва на выходные и праздники на эти цели будет тратиться в среднем более 75 тысяч рублей каждые 24 часа 2013 года. Не многовато ли?

Зато совершенно искренне можно порадоваться за наше образование – напротив этой строки в проекте бюджета стоит просто колоссальная сумма: почти 2,7 млрд рублей (более 40% всего городского бюджета)! Тут и ремонт детских садиков и школ, и строительство новых, и выплаты за классное руководство и так далее. А на самом деле получится, что на наших детей в 2013 году город потратит ещё больше. Потому что часть средств на эти цели зарезервирована в разделе «физическая культура и спорт», также запланированы «детские» расходы (с совсем недетскими суммами) по линиям здравоохранения и культуры. Вот это – действительно инвестиции в будущее!

На фоне таких жизнерадостных цифр вроде и не так грустно выглядит перспектива банковских долгов на погашение бюджетного дефицита. Предельный объём заёмных средств, привлекаемых администрацией Ставрополя, определили почти в 380 млн, и только на процентные платежи придётся тратить более 19 млн в год. А весь муниципальный долг ограничили суммой чуть больше 480 миллионов.

Заранее предусмотрен в бюджете даже вред от работы наших органов власти. Не верите? Совершенно напрасно! Даже конкретная сумма определена. В следующем году чиновники запланировали навредить нам на 18 196 800 рублей. Именно столько заложено в бюджете, цитирую, на «исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причинённого в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а так же в результате деятельности казённых учреждений». Конечно, очень даже хорошо, что власть готова признавать свои ошибки и даже расплачиваться за них. Но почему же за наш счёт? Ведь бюджет формируется из денег, отчисляемых гражданами и предприятиями, так почему же за ошибки чиновников должны платить мы? Недополучая таким образом каких-то услуг за счёт городского бюджета – допустим, отремонтированных тротуаров или благоустроенных скверов. Ведь совершенно очевидно, что ни один орган власти и ни одно учреждение не может само по себе нанести какой-либо вред. Это делают совершенно конкретные люди. Вот пусть они и расплачиваются за свои действия (или бездействия) – именно отсутствие персональной ответственности порождает чиновничий беспредел. И если уж власть с этим борется (а очень хочется в это верить) – то лучше бы как-то на конкретных примерах, а не перекладывая вину на вредоносные органы и учреждения.

Ну а в целом – нормальный получился бюджет. В том смысле, что на все потребности денег никогда не хватает. Это норма и для более обеспеченных городов. С ростом доходов увеличиваются и потребности. Так что никаких революционных открытий изучение наличности в городском «кошельке» не принесло. Радует, что город будет вкладывать деньги в строительство и реконструкцию социальных объектов. Что планируется? Новый детсад в Юго-Западном и пристройка к действующему садику на Космонавтов, 19. Школа в 204-ом квартале. Расширение детской музыкальной школы на Пирогова. Раздевалки на стадионе 21-ой школы. Физкультурно-оздоровительный комплекс по 50 лет ВЛКСМ, 49а. Капитальный ремонт Ангела-хранителя. Ремонт фасадов вдоль центральных улиц. Более ста миллионов на ремонт дорог. Почти полмиллиарда – на муниципальную целевую программу «Лик города Ставрополя». Завершение благоустройства Тропы здоровья. И даже приобретение сборно-разборных трибун для проведения краевых и городских мероприятий.

В 2014 году все перейдут на трехлетнее планирование бюджета. Впрочем, и Российская Федерация, и Ставропольский край уже сейчас бюджеты составили на трёхлетку 2013-2015 годов. Ставрополь не стал торопиться. Но в следующем году будет просто обязан.

Конечно, планировать большие стройки и иные финансово затратные мероприятия удобнее на несколько лет вперёд. Но полностью бюджет… Какие будут цены? Какие зарплаты? Сколько будет стоить кирпич или цемент? Как планировать это уравнение со столькими неизвестными? Уже скоро узнаем – ведь где-то к середине лета начнётся верстаться уже новый бюджет Ставрополя на 2014-2016 годы.

Последние поправки в бюджет-2012 депутаты внесли 26 декабря, когда жить городу по этому документу оставалось несколько суток и буквально минут за двадцать до принятия бюджета на 2013 год

Ну а нынешний городской кошелёк будут ещё перетряхивать не раз. К примеру, на последнем мартовском заседании Гордумы в бюджет текущего года были приняты изменения «с целью распределения сумм экономии по отдельным направлениям расходования средств, уточнения перечня направлений и объемов субсидий на осуществление функций административного центра, распределение финансовых остатков, сложившихся на 1 января 2013 года». А последние поправки в бюджет-2012 депутаты вообще внесли 26 декабря прошлого года, когда жить городу по этому документу оставалось несколько суток и буквально минут за двадцать до принятия бюджета на 2013 год. И это при планировании на год! А если на три года – наверное, вносить последние изменения будут под бой курантов.

Как шла работа над бюджетом

Хоть итоговая сумма и запланированная в проектном документе разнятся незначительно, но в структуре, особенно по некоторым статьям изменения были существенные.

Так, например, вдвое увеличили расходы на казачество – с 0,5 до 1 млн рублей. Несмотря на все сложности с бюджетом, более чем вдвое, до 16 млн (было 7,6 млн) «потяжелел» спортивный кошелёк города – на содержание команд по баскетболу, классическому и пляжному гандболу, стрелковым видам спорта и боксу. Почти 2,5 млн рублей, которых в первоначальном варианте вообще не было, добавили на городской авиаклуб. Ну и так далее, по мелочи. Где-то изменения были и вовсе «косметические».

Так, например, по сравнению с проектом бюджета в итоговом документе «помиловали» муниципальные унитарные предприятия – сначала хотели забирать 20% их прибыли, но остановились на пятнадцати. Поможет ли это МУПам? Не факт… Практически все они работают еле-еле (это если судить по их финансовой отчётности), так что погоды в городском бюджете они не делали. У одних немного прибыли, у других сплошные убытки. А в сумме, если вспомнить арифметику, от нуля хоть двадцать процентов отнимай, хоть пятнадцать – всё одно, так нуль и останется.

Но за счёт чего вдруг нашлись средства по тем статьям, на которые всё-таки увеличили финансирование? В чём-то ужались – в том числе и на содержании чиновничьего аппарата – на 860 тысяч. Где-то разыскали и новые источники финансирования. В частности, нашли скрытые резервы (в сумме более 7 млн рублей) от использования муниципального имущества, на 21 млн рублей увеличили планируемую прибыль от приватизации, так потихоньку и «набежало». Рассчитывают и на то, что несознательные граждане пополнят городскую казну. От водителей ждут нарушений на 11,7 млн рублей, от других штрафов – ещё 3 млн. Примечательно, что в первом опубликованном для общественности проекте бюджета этих доходов не учитывалось вовсе, а тут вот «вспомнили».

Впрочем, планирование доходной части бюджета – это ближайший родственник гадания на кофейной гуще. А ну как не оштрафуют нас на столько? И как потом, допустим, в Москву докладывать – «наш спортсмен не готов к Олимпийским играм, потому что граждане пошли вредные – водители правил не нарушают, пешеходы, заразы, все, как один, переходят дорогу где положено и когда разрешено», так, что ли? Понятно, что нас оштрафуют и даже, наверняка больше, чем запланировано. Но всё-таки. Или, например, частный предприниматель может как вдруг повысить всем своим сотрудникам «белую» зарплату вдвое, а может вовсе закрыть свою лавочку – имеет полное право. Как полностью учесть доходы от налогов? Есть статистика, нормативы, планы. А есть реальная жизнь. 

Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям:
3949
Ставрополье дополнительно получит почти полмиллиарда из федерального бюджета
17 ноября 2017 14:24
Они пойдут на детский сад в Михайловске, водовод в Беломечетской и ликвидацию нескольких свалок

Ставропольским водителям надо срочно «переобуться»
17 ноября 2017 12:39
Тем, кто ещё не поставил зимнюю резину, стоит сделать это в ближайшие выходные

Ставропольцы научат эфиопов варить кофе
17 ноября 2017 11:12
На родине кофе в Эфиопии будут использовать ставропольское оборудование для его обжарки

ОНФ: На Ставрополье опасно быть журналистом
16 ноября 2017 18:00
Край попал в число девяти регионов, где исполнение журналистом своих профессиональных обязанностей может быть опасным для здоровья и жизни

Следуйте за нами
 
 
 
© 2012-2017 «Городские Журналы» (ООО). Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-54899 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Согласно ФЗ № 436 от 29.12.2010 "О защите детей от вредоносной информации" сайт STAVTODAY.RU относится к категории информационной продукции, которую могут использовать дети, достигшие возраста 18 лет.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.