Ставрополь сегодня
Поиск
 
ГОРОДСКОЙ ЭФИР
 
 
 
СОБЫТИЯ
 
 
 
 
 
 
Как в Ставрополе появился сайт знакомств, который теперь хочет выйти на зарубежные рынки
Ценность отношений
30 июля 2013 18:24

Кирилл Чепурной, генеральный директор компании «ЮНИК», в одном из офисных помещений «ОРТЦ Ставрополь» на листе бумаги схематично рисует мне жизненный цикл отношений между людьми. В 2012 году подобную схему Чепурной рисовал в Санкт-Петербурге, рассказывая акционерам компании о новой стратегии развития сайта 24open.ru. Идея в дальнейшем была поддержана, и это был новый этап в развитии компании, которая создавалась ещё для абонентов сотовых операторов.

Вырасти на мобильном контенте

ЗАО «СтавТелеСот», появившееся на ставропольском рынке в 1996 году, через два года после своего основания начало работать под маркой «Северо-Кавказский GSM». Тогда аббревиатура NC-GSM была на слуху у многих ставропольцев — сотовые телефоны соответствующего стандарта связи переставали быть элитарным устройством, и счастливые обладатели «трубок» твёрдо знали, что связь им обеспечивает «эн-си-джи-эс-эм».

Очень быстро компания стала шестым по размеру мобильным GSM-оператором в России. По данным газеты «Ведомости», её оборот в 2001 году составил 16 млн долларов, а чистая прибыль — 5,7 млн долларов. Эти цифры и общее развитие рынка сотовой связи заставили обратить внимание на «СтавТелеСот» компанию «ВымпелКом», которая после долгих переговоров и сопротивлений смогла купить ставропольского оператора.

Поглощение произошло в начале 2003 года, но ещё осенью 2001-го сотрудники «СтавТелеСота» (руководитель отдела информационных технологий Максим Гранкин, его заместитель Николай Верёвкин, программист Андрей Сергеев), а также Алимжан Хабибулин образовали компанию «ЮНИК», провайдера SMS-услуг, занимавшегося разработкой контента для мобильных операторов, в том числе и для «СтавТелеСота». Почему ставропольский сотовик не стал развивать такое подразделение внутри самой компании, как это делали некоторые другие компании, остаётся только предполагать. Услуги контент-провайдеров в начале нулевых в России были сверхвсотребованны. Фото с сайта lit-life.ru

Мелодии для звонков, jawa-игрушки, заставки — востребованность «примочек» росла у владельцев мобильников с каждым днём. Вместе с нею росла и капитализация «ЮНИКа», фирма стала партнёром практически всех сотовых операторов России. Точными цифрами прибыли «Ставрополь сегодня» не располагает, но факт рекламирования компании на федеральных телеканалах и отзывы людей, знакомых с SMS-деятельностью «ЮНИКа», говорят о финансовом благополучии компании в начале 2000-х годов.

Дейтинг-сервис вместо SMS-услуг

К концу 2005 года выручка от SMS-услуг перестала расти теми бойкими темпами, какие были ранее. Население стало переходить на смартфоны, эсэмэски для подключения очередной игрушки отправлялись всё реже, а консолидация сотовых операторов существенно снижала выручку.

— Рынок услуг контент-провайдеров переживал непростые времена, поэтому мы приняли решение диверсифицировать бизнес, — говорит Максим Гранкин, бывший технический директор «ЮНИКа». — Развитие в области интернета было близко к нашим основным компетенциям.

Диверсифицироваться «ЮНИК» решил в сторону интернет-ресурсов, и в первую очередь дейтинг-сервисов — набирающих в ту пору популярность сайтов знакомств. Почему именно это интернет-направление выбрала компания?

— Как нам показалось, это был простой и понятный проект, как чаще всего в таких случаях и кажется, — с улыбкой говорит Гранкин. — Плюс мы как раз прочитали новость о продаже mamba.ru — по слухам за 20 млн долларов.

На фактически готовый, но просто ещё не запущенный проект решено было привлечь сторонние инвестиции, и потенциальный партнёр на примете имелся: у руководства «ЮНИКа» были деловые контакты в крупной питерской компании Bercut, которая занималась поставкой программных комплексов для мобильных операторов. Фактически создавала инфраструктуру для операторов.

Одно из продуктовых решений компании Bercut

Как Bercut зашёл в «ЮНИК» и что его привлекло на тот момент — контент-провайдинг или идея сайта знакомств — доподлинно не известно, Максим Гранкин не стал комментировать «Ставрополь сегодня» процесс переговоров в 2006 году. По словам ставропольца Кирилла Чепурного, который на тот момент как раз работал в Bercut заместителем главного конструктора, их компания купила контрольный пакет акций (77%) «ЮНИКа». Инвестиции в проект составили 6 млн долларов.

Взлёты и падения

«ЮНИК» сосредоточился на разработке дейтинг-сервиса 24open.ru. Для этого были подтянуты новые силы из бывшего «СтавТелеСота», закуплено серверное оборудование. А после старта проекта компания начала вкладывать деньги в телерекламу — по имеющемуся опыту продвижения услуг для мобильников.

— СТС, ТНТ, ТВ-3, — вспоминает сейчас основные площадки Александр Свеженец, работавший коммерческим и генеральным директором в «ЮНИКе».

Реклама в телевизоре существенно увеличила количество заходов на сайт и базу анкет. Но как только активности в эфире не было, трафик падал. В 2008 году проект учёл недочёты своей прошлой модели продвижения и сконцентрировался на промо непосредственно в интернет-пространстве. Для этого «ЮНИК» начал активную работу с компаниями «Яндекс», Google, «Ашманов и партнёры», Admitad.

Другим стратегическим партнёром стала компания IMHO VI, входящая в состав холдинга «Видео Интернешнл». Известный медиаселлер рунета находил крупных клиентов для «ЮНИКа». Александр Свеженец утверждает, что именно на 24open.ru были реализованы первые интернет-спецпроекты в стране, разработанные индивидуально под каждого рекламодателя. Причём с идеей таких спецпроектов 24open.ru сам обратился в IMHO VI. Там не сразу восприняли идею на ура, но рекламодателям фишку предложили, а тем понравилось. Впоследствии формат спецпроектов «разлетелся» по рунету.

— На спецпроектах мы зарабатывали до 70% выручки, — поясняет Свеженец.

Изначально, по словам Максима Гранкина, компания планировала использовать смешанную рекламно-сервисную модель монетизации, но с развитием проекта модели переживали достаточно большие изменения. Тем не менее, ставку на одну только рекламу в 24open.ru никогда не делали — платные сервисы для пользователей, по словам Александра Свеженца, могли приносить до 30 000 долларов в месяц.

Но при набранной к 2008 году аудитории (порядка 100 000 человек в сутки) компания даже не выходила «в ноль». Последовавший финансовый кризис дался нелегко всем, а после него руководство Bercut решило провести изменения в управленческой команде интернет-проекта.

Были проблемы и со стороны одного из мажоритарных акционеров в Санкт-Петербурге — его вмешательство в конечный продукт на сайте негативно сказалось на популярности 24open.ru. С набранного миллиона человек в месяц посещаемость упала на 20%. IMHO VI отказалась от сотрудничества, что достаточно больно ударило по рекламной выручке компании, а инвестиционные деньги иссякали...

Стадии отношений

Кирилл Чепурной в 2010 году вернулся из Питера в родной Ставрополь — внутренняя вакансия Bercut на должность технического директора «ЮНИКа» провисела недолго.

Кирилл Чепурной: «Мы располагаемся в Ставрополе, но основной наш трафик приходит главным образом из Москвы и Санкт-Петербурга».

— Недостаток больших компаний в том, что там сложно что-то реализовать, — говорит Чепурной. — А здесь [в 24open.ru] была небольшая, но профессиональная команда, с которой можно делать интересные вещи.

Вскоре он стал генеральным директором — прежние основатели сайта знакомств к этому времени по разным причинам вышли из прямого управления проектом. Спустя полгода, по словам Чепурного, сайт удалось вывести «в ноль». После оперативного реагирования была выработана новая стратегия развития. С самого начала своей деятельности 24open.ru позиционировался как «первый приличный» для аудитории «25+» в пику mamba.ru, на котором надоедливые предложения секс-услуг мешали нормальному человеку полноценно общаться и знакомиться. Политику отсутствия хамства и пресечение надоедливого предложения интима на сайте в «ЮНИКе» решили сохранить, при этом копнув глубже — в стадии межличностных отношений.


Стратегия развития 24open.ru в рамках стадий отношений, схематично нарисованная Кириллом Чепурным. Первый этап — знакомство. Далее у людей могут возникнуть более тесные отношения, и они становятся парой. Пара может пожениться, затем у них появятся дети — у созданной семьи может быть так называемый happy end или success story. А может случиться и противоположная ситуация, когда пара в любой жизненный отрезок расстаётся, и люди снова возвращаются к знакомствам. 24open.ru пытается охватить все стадии, в этом его цели и задачи.

По словам Кирилла Чепурного, дейтинг-сервисы охватывают только первую стадию коммуникаций между полами — непосредственно знакомства. Удержав посетителей на сайте в дальнейшем (когда они встречаются, женаты, есть дети), можно обогнать конкурентов в среднесрочной перспективе. Важно не отпускать и тех, кто пережил сложный процесс расставания — 24open.ru для них сделал специальный раздел, где обсуждаются «слёзные истории», где человека, попавшего в такую жизненную ситуацию, поддерживают другие пользователи, имеющие свой жизненный опыт в этих вопросах.

— Мы также даём возможность открыть группу для общения, найти людей по интересам, — говорит Чепурной. — А общие увлечения, помимо прочего, в итоге помогут создавать им более крепкие пары. Есть и другие форматы общения на сайте.

Над 24open.ru сейчас работают 19 человек (на фото не все сотрудники). Их оплата труда — основная статья расходов компании

В рамках этой стратегии сейчас и движется «ЮНИК». При этом конкурентов у 24open.ru меньше не становится, основные российские — это mamba.ru, loveplanet.ru, fotostrana.ru. По мнению Чепурного, они работают только в границах первой стадии отношений. Прямую конкуренцию со стороны социальных сетей генеральный директор «ЮНИКа» не подтверждает, подчёркивая, что в соцсетях люди общаются, как правило, с друзьями из оффлайна. А вот для того, чтобы найти новых друзей или тех, кто разделяет твои интересы — нужны сайты знакомств, которые на текущем уровне давно уже переросли в своего рода нишевые социальные сети.

Цена знакомств

Сейчас «ЮНИК» после нескольких «минусовых» лет находится в небольшой операционной прибыли. По неофициальным данным, которыми располагает «Ставрополь сегодня», ежемесячную выручку до 2 млн рублей приносят медийная реклама и платные сервисы — сейчас доля последних в доходах компании переваливает за 50%. Из миллиона пользователей в месяц, которые приходят на сайт, платными услугами пользуются около одного процента, а большой пакет опций (поднятие анкеты, подарки и другие услуги за 150 рублей) покупают примерно 0,2% аудитории. Генеральный директор «ЮНИКа» говорит, что российские пользователи пока не готовы отдавать такие суммы разово — гораздо лучше идёт не пакетный вариант, а единичные усовершенствования за 30-40 рублей.

В 24open.ru планируют увеличивать долю платных услуг для пользователя в структуре своих доходов в дальнейшем — как более стабильный вид заработка, в отличие от рекламной выручки. Есть также возможности поднять цены за сами услуги — на фоне конкурентов 24open.ru продаёт «плюшки» дешевле. При этом в «ЮНИКе» стараются снова вернуться к сотрудничеству с IMHO VI, а пусть и редкие рекламные спецпроекты по-прежнему приносят самые ощутимые финансовые поступления. В компании пробовали вводить и прямые пожертвования пользователей сайта, но они не пошли — на призыв к лояльной аудитории помочь сервису знакомств 24open.ru заработал всего около 500 рублей.

Около 10% посетителей заходят на сайт с мобильных телефонов. Группа разработки тестирует сейчас мобильные приложения под iOS и Android — они появятся этим летом

Со своей базой в 2,3 млн реальных анкет (Кирилл Чепурной поясняет, что неактивные аккаунты регулярно удаляются) 24open.ru не столько планирует догонять российских лидеров, сколько хочет выйти на международный рынок. Сейчас на сайт от общего числа посетителей 0,6% приходит из Америки, 0,4% — из Германии. Чтобы кратно увеличить эти цифры, готовится локализация — английская версия сервиса должна появиться этой осенью.

А там другие конкуренты — в первую очередь Badoo и TopFace, если не считать локальных игроков, и совершенно иной рынок со своими правилами, специфической аудиторией и крупными деньгами.

11750
 В Госдуме украли ставропольский хамон
22 сентября 2017 16:07
По итогам Дней Ставрополья в федеральном парламенте не досчитались одного из экспонатов выставки нашей делегации

Литературные QR-скамейки появились в Ставрополе
22 сентября 2017 15:08
С помощью лавочек все желающие смогут приобщиться к миру русской и зарубежной литературы

Несколько улиц перекроют в Ставрополе  на сутки
22 сентября 2017 14:00
Временные ограничения движения транспорта связаны с празднованием Дня города

Победителей конкурса городских проектов выбрали в Ставрополе
21 сентября 2017 23:00
В администрации города назвали имена победителей конкурса «Что я сделал для Ставрополя»

Следуйте за нами
 
 
 
© 2012-2017 «Городские Журналы» (ООО). Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-54899 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Согласно ФЗ № 436 от 29.12.2010 "О защите детей от вредоносной информации" сайт STAVTODAY.RU относится к категории информационной продукции, которую могут использовать дети, достигшие возраста 18 лет.
netbyte