Ставрополь сегодня
Поиск
Они будут формироваться вокруг Ставрополя и КМВ
Ставропольский край поделят на две крупные агломерации
27 ноября 2017 17:25

В региональном Минэке обсудили некоторые детали стратегии развития Ставрополья до 2035 года.

Основой градостроительной политики в крае станет создание двух мощнейших агломераций: Ставропольской и КМВ. Для этого в пригородных зонах будут сформированы урбанизированные территории, а прилегающие города и районы объединят в одну общую систему.

Стратегия предполагает сразу несколько направлений. В первую очередь эксперты, занимающиеся разработкой документа, рекомендуют административное объединение прилегающих муниципальных образований в один городской округ.

Так, в Ставропольскую агломерацию войдут Ставропольский, Невинномысский, Изобильненский городские округа, а также Шпаковский, Кочубеевский, Грачёвский и Труновский районы. В составе агломерации КМВ будут Георгиевский, Ессентукский, Железноводский, Кисловодский, Лермонтовский, Минераловодский и Пятигорский городские округа, а также Предгорный район.


Фото: Николай Сорокин

Как это будет выглядеть

Чтобы это были полноценные агломерации, а не рыхлые образования, потребуется создать общий транспортный и природно-экологический каркас, а также изменить строительную политику. Авторы Стратегии настаивают на уплотнении городской застройки, при котором не менее 25% нового строительства ведётся в ядре, а остальное помогает развивать связь между перифериями.

Обеим агломерациям потребуется новая концепция городской среды, которая учитывает их особенности и потенциал. Очевидно, что в случае с Кавминводами упор будет сделан на туризм, а Большой Ставрополь должен стать центром деловой активности и точкой притяжения человеческого капитала.

Отличаться они будут и по способу организации пространств. Так, Ставропольская агломерация, очевидно, будет классической: с центром в Ставрополе и тяготеющими к нему городами-спутниками. Типичный пример подобной агломерации — Московская. КМВ уже де-факто представляют собой полицентрическую агломерацию, или конурбацию. Там нет очевидного доминирующего центра притяжения, а входящие в неё города имеют сопоставимый вес. Наиболее известная конурбация — Рурская в Германии.


Фото: Николай Сорокин

Курортный мегаполис

На данный момент обе территории формирующихся агломераций насчитывают около 1 миллиона человек каждая. При этом до сих пор попытки формального их объединения и системного развития не переходили от стадии обсуждения к практике.

Так, о планах создания курортного мегаполиса на базе городов КМВ много раз говорил Александр Хлопонин в бытность полпредом президента России в СКФО. К этому располагает многое: территориальная близость нескольких городов, крупнейший на Юге России аэропорт, а также довольно развитая система электричек, функционирующая по схеме наземного метро. Благодаря этому для жителей КМВ принято жить в одном городе, работать в другом, а отдыхать в третьем. Несмотря на всё это, инициатива не получила развития.

Многие связывают это с сопротивлением местных элит, которым не захотелось терять влияние и для которых провинциальный и разобщённый статус Кавминвод — своеобразная гарантия сохранения устраивающего их положения дел.

Тем не менее, проводимые административные реформы, связанные с созданием на базе бывших районов городских округов, а также несколько крупных инфраструктурных проектов способны изменить расстановку сил и сделать планы по формированию в регионе большого кавказского курортного мегаполиса вполне реализуемыми.


Фото: Николай Сорокин

Новая столица юга

В случае со Ставропольской агломерацией процесс движется медленно также во многом из-за нежелания местных властей его форсировать, но причины здесь несколько иные. При очевидном доминировании краевого центра, его города-спутники долгое время фактически не развивались. Транспортная структура Ставрополя и окрестностей с советских времён значительно деградировала. Единственная железная дорога, соединяющая столицу региона, Михайловск и Изобильный, по-прежнему остаётся однопутной и не электрифицированной. Планы по созданию железнодорожного сообщения с Невинномысском не были реализованы из-за дороговизны.

При этом неплохое развитие получила автодорожная инфраструктура, но фактически все перевозки между городами осуществляются либо непригодными для этих целей маршрутками, либо личным автотранспортом. Всё это снижает потенциал маятниковой миграции.

Ставропольская агломерация.png

Говоря о Ставропольской агломерации, в первую очередь подразумевают объединение краевого центра с городом-спутником Михайловском. Но разница в развитии городской инфраструктуры между ними на могла стать непосильной ношей в первую очередь для ставропольских властей.

Необходимо отметить, что в последние годы многое делается для того, чтобы исправить положение. В Михайловске с разным успехом реализуется несколько крупных градостроительных проектов (от провалившейся «ВиллаНовы» до вполне успешного района «Гармония»). По соседству с ним построен крупный автомобилестроительный завод Ставрополь Авто (его официальный запуск несколько раз откладывался и проект нельзя на данный момент назвать однозначно успешным, но потенциал у него огромный). Не так давно здесь же был открыт детский центр научно-технического творчества «Кванториум».


Фото: Станислав Маслаков

«Южный полюс» Ставропольской агломерации Невинномысск также радует достижениями. Он уже признан едва ли не самым успешным российским моногородом, а вскоре и вовсе может лишиться этого «почётного» статуса. Здешний индустриальный парк регулярно радует открытиями новых предприятий, а главные промышленные гиганты - «Невинномысский Азот» и «Арнест» - помимо собственного развития начали всерьёз вкладываться в городскую инфраструктуру. Ко всему прочему, здесь хотят создать ещё один «Кванториум».

В целом у Ставропольской агломерации огромные перспективы стать экономическим, образовательным и энергетическим (в Невинномысске и Изобильненском районе расположены крупнейшие ГРЭС, правда, последнюю могут в обозримом будущем закрыть) центром, наравне соперничающим с Краснодаром и Ростовом. Но для этого придётся сделать многое. В первую очередь это создание фактически с нуля полноценного транспортного каркаса, способного обеспечить маятниковую миграцию достаточно мощных потоков населения. Городам и райцентрам, расположенным на периферии (в первую очередь это Изобильный, Солнечнодольск, Грачёвское, Донское и др.), необходимо придать новый импульс в развитии и сделать их привлекательными для переезда из окрестных территорий. И, разумеется, на базе Ставрополя, Михайловска и нескольких окрестных сёл так или иначе придётся формировать полноценный мегаполис, способный стать центром всей этой системы.


Третьего не дано

Планы краевых властей по созданию на Ставрополье двух полноценных агломераций наверняка будут подвергнуты критике. Неизбежно всплывёт вопрос о развитии территорий, которые не войдут в них. Спросят и о том, где брать на всё это деньги. Но необходимо понять, что в сложившейся ситуации это безальтернативный путь.

Несмотря на все усилия федерального руководства, Россию ожидает новая волна депопуляции, а значит, и новый виток соперничества за человеческие ресурсы. Раздувать дальше Москву, оголяя другие, в первую очередь приграничные территории — самоубийственная политика. Поэтому и прорабатывают проект по созданию каркаса из примерно 20 опорных агломераций, которые станут центрами притяжения людей и развития всей страны. Ставропольский край либо создаст такие центры на своей территории, либо перейдёт в статус безнадёжно депрессивных регионов-доноров человеческого потенциала — как Волгоград, Астрахань и многие другие. Третьего, увы, не дано.



Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям:
2892
Лучшие ёлки выберут в Ставрополе
15 декабря 2017 14:49
В краевом центре стартует новогодний конкурс на самое необычное новогоднее дерево

Новогоднее дог-шоу покажут ставропольцам
14 декабря 2017 17:57
Живые символы предстоящего года соберутся в центре города

Сказочный лес «вырастет» в центре Ставрополя
14 декабря 2017 14:05
Площадь Ленина украсят 34 ёлки, а Дед Мороз приедет в город на байке

Уникальный подарок городу сделали ставропольские «Шмели»
13 декабря 2017 14:10
Лимитированные новогодние открытки с видами губернского и советского Ставрополя уже разлетаются по планете

Следуйте за нами
 
 
 
© 2012-2017 «Городские Журналы» (ООО). Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-54899 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Согласно ФЗ № 436 от 29.12.2010 "О защите детей от вредоносной информации" сайт STAVTODAY.RU относится к категории информационной продукции, которую могут использовать дети, достигшие возраста 18 лет.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.