Ставрополь сегодня
Поиск
Минутка занимательной археологии или как отличить скифское каменное изваяние от сарматского и почему древние славяне ни при чем
Тайна каменного идола в Ботаническом саду
6 мая 2018 14:58
Как только ни называют каменное изваяние на альпийской горке в Ботаническом Саду города Ставрополя. Трудно даже перечислить. Например, одна из очень популярных версий говорит о том, что это "древнерусское каменное изваяние" и то ли это Берегиня — великая древнеславянская богиня, породившая все сущее, а может быть это Лада — славянская богиня любви и красоты.

А может быть это изображена её дочь Леля — богиня весны. Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ.

Однако сохранились упоминания, что эту богиню обычно представляли юной, красивой и стройной девушкой. Тогда как глядя на каменное изваяние, об этом и не скажешь ...

Пожалуй более близка к облику изваяния версия о том, что это Макошь — Великая Мать, богиня судьбы и плодородия. Богиня магии и волшебства, жена Велеса, в этой нижней ипостаси является знаменитой Ягой. Хозяйка живой природы, защитница и покровительница женщин.Макошь
Видимо исходя из этого предположения, некоторые мистически настроенные жительницы города регулярно наряжают каменной идол в традиционные женские одежды, повязывают платки и водят вокруг него хороводы по ночам. А когда к ним пытаются приблизиться сотрудники Ботанического сада, просто чтобы уточнить: какое божество они здесь почитают, те разбегаются врассыпную.

Другая не менее популярная версия среди местных жителей, не утруждавших себя базовым изучением в школе истории древнего мира - это "половецкая баба", которую здесь воздвигли кочевки в далекие времена "до нашей эры". Что имеется в виду конкретно и почему "баба" именно "половецкая", а не какая-нибудь ещё - мало кто в состоянии объяснить.

Но Ставрополь Сегодня любит такие истории и сегодня мы ещё немного прольём свет на темное археологическое прошлое нашего края, а заодно расширим кругозор наших любознательных читателей.Каменный идол в Ботаническом саду Ставрополя

Каменный идол не настоящий?

Итак, во-первых, каменное изваяние о котором было упомянуто выше, подарено Ботаническому Саду города Ставрополя в 60-е года, краевым музеем им. Прозрителева и Праве "для воссоздания древнего степного ландшафта".

Поэтому все мистические теории относительно "святого места" можно сразу и напрочь отсечь: альпийская горка - просто стилизованный холм, никакой это не курган, а установленный на нем каменный идол вообще "привозной".

Но совершенно точно - из ставропольской степи.

Те же археологи в своих многочисленных публикациях советского и настоящего времени сообщают, что это каменное изваяние либо скифское, либо сарматское. Любопытно при этом, что скифские каменные изваяния стояли над курганами и захоронениями царей, поэтому часто скифские каменные идолы имеют явно различимые черты именно "мужика с длинной бородой".

Тогда как сарматы сильно выделялись среди других древних народов крайней степенью женской эмансипации, выражаясь современным языком. Их общество вероятно было матриархальным, по свидетельствам греческих современников.

Половецкие святилища

Справедливости ради следует отметить, что свои "каменные бабы" действительно имелись и у половцев, правда те статуи символизировали предков и ставились на наивысших участках степи, водоразделах или в специально сооружённых для них святилищах, которые иногда ограждались камнями.

Святилища (не путать с погребениями!) половцев были квадратные или прямоугольные, их размеры зависели, видимо, от количества чтимых в нем предков. В центре святилища, ставили одну и больше мужских или женских статуй с лицами, обращёнными на восток. Изредка попадались святилища со скоплением статуй — в каждом не меньше 12-15.

Половские святилища с истуканами были местом осуществления поминального культа предков, но не связанного непосредственно с погребениями.

Скифское золото ставропольских степей

Кстати, о курганах —древних погребальных памятниках различных племен и народов. Некоторые из них действительно принадлежат скифам. Греческий историк Геродот, живший в V веке до н. э., так описывает похороны скифского царя:
…Когда у них умирает царь, они выкапывают большую четырехугольную яму. Изготовив ее, кладут труп в могилу на подстилке; по обеим сторонам втыкают копья, на них кладут доски и покрывают их камышом. В остальном пространстве могилы хоронят одну пз наложниц царя, предварительно задушив ее, повара, конюха, слугу и вестника (смерти), лошадей, по отборной штуке всякого другого скота и золотые фиалы. После всего этого они все вместе насыпают большой курган, всячески стараясь сделать его как можно больше.
Раскопками этих древних захоронений на территории современного Ставрополья активно и давно занимались любители древностей, так называемые "черные копатели" задолго до советских археологов, которым удалось в 1973-м году в 2 км к югу от села Дубовка и в 10 км к западу от села Александровское, у хутора Красное знамя найти один из самых крупных скифских курганов.

Тогда было найдено много золотых предметов и украшений, что в итоге серьёзно дополнило коллекцию знаменитого на весь мир бренда "Скифское золото" составляющее одну из самых ценных экспозиций Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Не так давно, уже в 2015-ом году наши современники, ставропольские археологи раскопали сразу несколько десятков древних курганов в Новоалександровском районе края. Ученые тогда исследовали 32 кургана бронзового века и обнаружили в каждом от 1 до 8 человеческих погребений.

Возраст захоронений, по предварительным оценкам специалистов, может достигать 4-5 тысяч лет.

Внутри огромных земляных холмов была найдена домашняя утварь, бронзовая посуда, различные женские украшения и костяные булавки, а также предметы, предположительно используемые в древних языческих культах. Однако в тот раз Скифское золото обнаружить не удалось.Одна из находок - крупная золота чаша, своего рода скифская «чаша Грааля»
Одна из находок - крупная золота чаша, своего рода скифская «чаша Грааля»
Зато в 2013 году при раскопках остатков ранее разграбленного 200 лет назад кургана, недалеко от Сенгилеевского озера, специалистами ставропольского научного центра «Наследие» были обнаружены сразу несколько золотых предметов: культовые чаши, вазы с богатым орнаментом, выполненным греческими мастерами, перстень, браслеты, шейное украшение в виде обруча (гривну). Находки оказались в идеальном состоянии и без повреждений.

Драгоценности археологами отнесены к рассвету скифской культуры и датируются серединой IV века до нашей эры. СМИ сообщали, что обнаруженное скифское золото останется в Ставрополе. Действительно ли это так можно убедиться лично познакомившись с экспозицией музея ГУП «Наследие» по адресу: Ставрополь, улица Карла Маркса, 56.Каменный языческий идол в Ботаническом саду Ставрополя
Фото с сайта www.treefrog.ru

Так сарматский это или скифский идол?

На фото каменного изваяния в Ботаническом Саду нам хорошо различимы именно женские первичные половые признаки: две груди и живот, имеющий характерно различимую округлость и явное отсутствие бороды на лицевой части таинственной скульптуры.

И здесь снова хотелось бы вернуться к мифам и легендам. Древнегреческий историк Геродот так описывал одну из них: однажды греки везли на трех кораблях пленных амазонок, но те были искусными воинами и улучшив момент, перебили своих захватчиков. Но когда в море начался шторм, амазонки не смогли управлять захваченным кораблем: они были воинами, а не мореплавателями и его выбросило на пустынный песчаный берег ... Сарматского моря.

Амазонкам удалось спастись. Они нашли лошадей и стали грабить скифские земли.

Скифы не могли понять, откуда появились пришельцы и вступили в бой. Когда они увидели, что борются с девушками, то начали переговоры и впоследствии предложили им выйти замуж.

Девушки согласились, но заявили, что им будет с сложно жить в скифском обществе, потому что они не умеют делать женскую работу и заниматься хозяйством. Поэтому они предложили своим мужьям уйти на новые земли за реку Танаис (Дон) и заниматься там охотой, разведением скота.

Вот так, согласно легендам, появились сарматы — воинственные племена, которые наводили ужас и панику на соседние народы, потому что противостоять их грозному натиску стоило огромных усилий. Именно сарматы, многим позже, уничтожили ослабшее Скифское царство, заняв его территории.

В сарматском воинственном обществе женщины всегда имели высокий статус и пользовались широкими правами, а также участвовали в битвах наравне с мужчинами.

Греческие историки не однажды упоминают о том, что сарматские женщины носили мужскую одежду, ездили верхом, охотились, стреляли из лука и мастерски владели оружием. Девушка не могла выйти замуж до тех пор, пока не убьет врага. Если она не могла этого сделать, то долгое время оставалась незамужней.Амазонки

В некоторых источниках даже упоминается обычай, когда женщины, наподобие амазонок, даже отрезали себе правую грудь, чтобы она не мешала ведению стрельбы из лука и метанию копья. Тем не менее, после замужества они обычно занимались воспитанием детей и хозяйством, а выступали в поход только в случае крайней необходимости.

Действительно, из других источников также получены подтверждения того, насколько сильным было женское влияние в сарматском обществе, фактически это бы матриархат. Поэтому сарматские родовые кладбища обычно создавались вокруг захоронения влиятельной сарматки, основательницы рода и непревзойденной воительницы.

Обычно сарматские жрицы были хранительницами культа огня и солнца, почитали богиню плодородия. В могилу, помимо ювелирных украшений и предметов быта, также клали оружие, в основном стрелы, реже — мечи.

Поэтому скорее всего, в Ботаническом саду стоит каменная статуя, привезённая с какого-то разграбленного кургана Великой Сарматской Воительницы и Прародительницы Рода. 

В заключении хотелось бы предложить терпеливому читателю интересную статью на тему изучения "каменных баб" на юге России: https://secrethistory.su/560-kamennye-idoly-stepey.html в которой рассматривается типизация, детализация и особенности "каменных идолов южных степей".

Приятного чтения!)

Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям:
1936
Тайны и загадки Ставрополя откроют горожанам
28 июня 2018 18:15
Бесплатная экскурсия пройдёт в краевом центре

Бюст Римме Ивановой установили в Ставрополе
27 июня 2018 17:42
Памятник «российской Жанне Д'Арк» открыли у школы-нтерната №36

Несколько улиц Ставрополя на стуки останутся без воды
27 июня 2018 14:17
Плановые работы Водоканала пройдут 28 июня

Театральный сквер Ставрополя закрыт на реконструкцию
27 июня 2018 13:23
Площадку ожидает полная замена плитки, лавочек и мусорных урн

Ставрополье вошло в тройку лидеров по качеству хлеба
26 июня 2018 17:26
Специалисты Роскачества впервые за долгое время похвалили ставропольских производителей

Здание цирка в Ставрополе ждёт реконструкция
26 июня 2018 16:57
Постройка более 30 лет нуждается в ремонте

Ставропольский прыгун в воду стал лучшим в стране
25 июня 2018 18:14
Спортсмен завоевал титул четырёхкратного победителя Чемпионата России

Бесплатные уроки бачаты дадут Ставропольцам
25 июня 2018 18:09
Занятия рассчитаны на начинающих

Следуйте за нами
 
 
 
© 2012-2017 «Городские Журналы» (ООО). Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-54899 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Согласно ФЗ № 436 от 29.12.2010 "О защите детей от вредоносной информации" сайт STAVTODAY.RU относится к категории информационной продукции, которую могут использовать дети, достигшие возраста 18 лет.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.