Ставрополь сегодня
Поиск
 
ГОРОДСКОЙ ЭФИР
 
 
 
СОБЫТИЯ
 
 
 
 
 
 
Городские справочники: как работают и что их ждёт?
Город на глазу
2 мая 2013 23:59

Вы давно набирали 09, обращаясь к телефонисткам за справками? С распространением мобильной связи и интернета уже практически все забыли об этой цифровой комбинации. Но телефонные справочные службы остаются – за последние пятнадцать лет в Ставрополе и других городах России появилось множество альтернатив. Более того, такие колл-центры открываются до сих пор. При этом настоящим трендом последних лет в справочной информации являются отнюдь не телефонные службы и не бумажные каталоги, а ГИС-продукты, предлагающие горожанам удобный поиск информации с привязкой к электронной карте. О современных справочниках мы поговорили с людьми, которые работают или работали в этой сфере.  

Денис Мартынов,
руководитель Большой Городской Справочной в Ставрополе

Иван Харченко, 
коммерческий директор 2ГИС-Ставрополь

Леонид Юдин, 
основатель Картиса  
                        

Основная масса участников на рынке, конечно, статисты – от их присутствия в сегменте справочной информации ни жарко, ни холодно. Компании небольшие, поток запросов скудный, существование бессмысленно. По оценке руководителя Большой Городской Справочной в Ставрополе Дениса Мартынова, телефонных справочных в городе около десяти, однако действительно качественно работающих две – БГС и Справочная 234. Остальные сосуществуют, либо быстро исчезают. Не обходится и без того, что слабые участники подрывают репутацию всей сферы – берут с рекламодателя деньги и пропадают.

Мартынов считает, что рынок колл-центров будет только расти, и в регионах не прекратят работу мелкие справочные компании, несмотря на то, что в масштабе выиграют Яндекс и Google. 

Как кажется нам, у староформатных телефонных колл-центров осталось два поддерживающих кита – возрастные люди и слаборазвитый мобильный интернет. Как только уйдёт поколение, ищущее информацию с помощью телефона (назовём его «поколением 09»), и в мобильники даже в самой глухомани придёт высокоскоростной интернет, то телефонисткам можно смело перепрофилироваться.

Чтобы этого не случилось та же Большая Городская Справочная в Ставрополе работает в партнёрстве со Ставропольским Контакт-Центром и интерактивной городской информационной системой Интергис под объединённым брендом Любимая Справочная Ставрополя, а скоро БГС должна внедрить мобильные приложения – во всех городах своего присутствия.

На волнах компьютеризации и интернета на берег прибило другие жизнеспособные формы поисковой информации – электронные справочники с картами. В Ставрополе одним из наиболее заметных сервисов, представленных в виде программного продукта для компьютера, был Картис (название образовано из двух слов: карта и справка). Бывший глава проекта Леонид Юдин вспоминает, что до Картиса в городе ещё был электронный справочник компании ИНФА.

– Они брали деньги уже за стандартное размещение, – говорит Юдин. – На мой взгляд, это было коммерческой ошибкой: размещаться исключительно за деньги, конечно, хотели не все организации. Соответственно, для конечного пользователя пропадал интерес и полезность самой программы – не было полной информации.

Картис сразу на старте (конец 2007-го года) разместил все организации бесплатно. А за деньги предлагал компаниям выделиться в справочнике. То есть работал по той рекламной модели монетизации, которая и сегодня кажется единственно возможной для подобных проектов.

В первый месяц продукт скачали около 8000 раз. А в 2009-м, по словам Юдина, Яндекс даже хотел приобрести их картографическую составляющую, но стороны не договорились в цене. В том числе и потому, что Картис в то время активно развивался.

Но позже возникли проблемы в программной части.

– Ошибка была и в том, что мы не пошли в интернет, не стали делать онлайн-версию, – признаёт бывший руководитель Картиса. – Это позволило бы видеть клиентам живые клики, и в целом получать более точную статистику.

В итоге Юдин отошёл от прямого управления проектом, Картис перестал активно развиваться, бизнес-процессы стали вялотекущими. А в конце 2011-го в Ставрополь как раз пришли конкуренты из других регионов – в конце октября Интергис, а в декабре 2ГИС.

Просуществовав параллельно более полугода, 2ГИС и Картис пришли к обоюдному решению некоего объединения. Коммерческий директор 2ГИС в Ставрополе Иван Харченко заявляет, что это было не столько поглощение, сколько партнёрское соглашение. Как говорит Леонид Юдин, «мы продали им возможность существовать без нас».

– Картис – это тот продукт, которому я искренне был благодарен, заходя в город, – рассказывает Харченко, который работал в филиальной сети 2ГИС, а потом с партнёром решил «открывать города» по франшизе управляющей компании (в их портфеле Ставрополь, Курск и КМВ). – Картис сформировал аудиторию, люди уже представляли, что такое карта и справочник. Основной костяк аудитории Картиса (примерно 80%) в первые два месяца нашей работы скачали 2ГИС и им пользовались. Для оставшихся 20-25% мы и сделали такое слияние. Это большей частью те, кто приезжает в Ставрополь из других городов края, и мало знает о 2ГИС.

2ГИС в Ставрополе стартовали с 27 000 скачиваний программы для компьютеров и ноутбуков в январе 2012 года, в декабре эта цифра выросла практически в три раза. Плюс 37 000 скачиваний мобильной версии (аудитория, естественно, может пересекаться). А вот онлайн-версия программы менее популярна, чем офлайн: ставку в 2ГИС делают именно на интегрируемое в устройство приложение.

А это уже полноценная альтернатива Яндекс.Картам и Яндекс.Справочнику на основе иного, «безсетевого» подхода. Для получения справки с показом на карте не нужно подключение к интернету (разве что для ежемесячного обновления), что не только экономит деньги, но и батарею устройства! Давид бросает вызов Голиафу? Да, но Голиаф может и не отвечать, а дождаться дешёвого мобильного интернета и стойких аккумуляторов.

Так или иначе, но в публикациях СМИ обе компании не называют себя конкурентами – как раз наоборот, возможными партнёрами. Периодически появляется информация, что стороны ведут переговоры. Пока же, если посмотреть на список поставщиков информации и коммерческих партнёров сервиса Яндекс.Справочник, то ни в одном регионе России 2ГИС не входит в их число (в Ставрополе эти функции выполняют Жёлтые страницы Юга России и Справочная 234 соответственно). При этом 2ГИС в России уже работает с картами Mail.ru и сервисами Рамблер (к слову, Рамблер с 15 апреля 2013 года закрыл свой картографический сервис как «не вписывающийся в концепцию дальнейшего развития объединенной компании Афиша-Рамблер).

Яндекс в двоякой ситуации. С одной стороны, по всей видимости, он не прочь монетизировать сервис – платные коммерческие предложения для организаций на Яндекс.Картах и Яндекс.Справочнике появились некоторое время назад. С другой, для поднятия там хоть каких-то денег нужны значительные усилия, которые очевидно не под силу нынешним партнёрам из сторонних организаций. И может быть под силу 2ГИС?

– Так как Яндекс – это общеинформационный ресурс, ему интересно всё и везде, – говорит Денис Мартынов. – Другой вопрос – вливание средств на актуализацию базы и пиар справочного проекта в конкретном регионе в данный момент. Сейчас они активно развивают Яндекс.Справочник в городах-миллионниках. До нашего города Яндекс, конечно же, дойдёт, но я думаю позже. В любом случае даже после этого локальные игроки имеют хорошие шансы на лидерство, в плане лояльности пользователей и рекламодателей.

Крупнейший российский поисковик, очевидно, не планирует сам развивать базу данных в регионах для справочника – улов здесь пока не для профессионального рыбака. А 2ГИС для этой работы, возможно, подходит лучше всего – широкий всероссийский охват сети, наработки, опыт. А что со временем сделать с базой данных – Яндекс решит. И монетизирует, если надо. 

Ведь понятно, что нынешние ГИС-продукты – лишь очередная ступень в справочных сервисах. Даже самой исчерпывающей справочной информации уже сейчас явно становится недостаточно. Людям нужно не просто узнать телефон и адрес компании, они хотят понять – стоит ли в эту компанию обращаться. Именно поэтому Яндекс предоставляет возможность оставлять отзывы о компаниях в справочнике, 2ГИС в этом ключе сделал отдельный сайт Flamp, а параллельно развиваются десятки, если не сотни, нишевых геолокационных и рекомендательных проектов.

А позже? Всё зависит от экономической составляющей сервисов – например, у справочников, использующих рекламную модель монетизации, множество конкурентов. И, конечно, определяющими будут запросы аудитории: сейчас мы разленились звонить по телефону за справками, завтра перестанем активно пользоваться ГИС-продуктами... Грядёт эпоха Google Glass, которую быстро сменят пока ещё призрачные биотехнологии, позволяющие выводить городскую карту со справочником прямо перед глазами без всяких вспомогательных устройств. 

Текст: Дмитрий Струков   
5529
 Как изменить Ставрополье за 18 лет?
19 октября 2017 18:09
Участники ставропольского форсайт-кэмпа представили свои проекты

Более 7 млн рублей выиграл житель Ставрополя
19 октября 2017 14:52
Счастливчик стал обладателем суперприза «Гослото «5 из 36»

Улица Матросова в Ставрополе перекрыта до конца ноября
19 октября 2017 14:27
Временные неудобства связаны с капремонтом канализационного коллектора 

Эко-арт фестиваль пройдёт в Ставрополе
19 октября 2017 11:03
Гости мероприятия смогут сдать использованные батарейки и получить за них скидки на различные товары

Следуйте за нами
 
 
 
© 2012-2017 «Городские Журналы» (ООО). Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-54899 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Согласно ФЗ № 436 от 29.12.2010 "О защите детей от вредоносной информации" сайт STAVTODAY.RU относится к категории информационной продукции, которую могут использовать дети, достигшие возраста 18 лет.