Ставрополь сегодня
Поиск
Некогда популярное хобби и спорт на Ставрополье остаются делом энтузиастов
Авиамоделисты и их модели
14 августа 2013 20:22

Авиамоделизм в Ставрополе возник ещё в 1925 году, когда лётчик по образованию Флавиан Комиссаров начал работу в городском авиамодельном кружке. Среди его учеников были Виктор Пятко и Павел Гавриленко, которые в свою очередь воспитали несколько поколений ставропольских моделистов.

Увы и ах, но судьба авиамоделизма в России оказалась плачевной по сравнению с советским временем — прежде всего по причине закрытых кружков и клубов. В Ставрополе авиамоделизм остаётся делом считанных энтузиастов. Если под нож для строительства пойдёт земля аэродрома Хуторская (о чём периодически ходят слухи) и не будет выделена новая площадка в городской черте, это хобби и спорт со временем могут вообще исчезнуть из городской среды.

Но мы поговорили с авиамоделистами в основном о хорошем — о славном прошлом и новых современных моделях.

Павел Яковлевич Гавриленко,
Ставрополь

«С 1937 года я начал заниматься в ставропольском Доме пионеров, авиамодельным кружком тогда руководил Флавиан Николаевич Комиссаров. В 44-м я ушёл в армию, а демобилизовавшись спустя 8 лет, начал работать в ставропольском аэроклубе инструктором по авиационному моделизму.

Авиамодельный спорт в Ставропольском крае начал развиваться с 1962 года. Первые соревнования проходили именно на этом аэродроме. Число участников доходило до двухсот человек в едином классе. Сейчас соревнования в отдельных категориях у нас собирают 10-15 человек.

Сокращение числа участников началось после 90-го года — закончилось финансирование Домов пионеров, спортивно-технических кружков. Сейчас в основном как приходят в авиамоделизм? Папа купил модель или ты сам заработал и купил, начал увлекаться. А финасирования единичных кружков хватает только на зарплату преподавателям, они ещё и сами вкладывают.

Мною подготовлено много кандидатов и мастеров спорта. На чемпионате Европы по авиамодельному спорту в классе кордовых моделей, завершившемся в конце прошлой недели, мой ученик Юрий Шабашов из Невинномысска завоевал первое место (в одном экипаже с Виктором Юговым в классе F2C среди взрослых спортсменов — прим. Д.С.).

А вообще авиамодельный спорт — это то, что сейчас не нужно государству».  

Юрий Тюнёв,
Ессентуки

«Я в детстве много летал с родителями на самолётах — наверное, тогда мне и снесло крышу на эту тему. Копиями самолётов занимался со школы, а летающими моделями — последние шесть лет. Я выбрал для себя экстремальное пилотирование и занимаюсь им как в ограниченных помещениях (летаю в спортзале, дома напротив подъезда), так и на таких аэродромах, как здесь. В экстремальном пилотировании сложно достичь цели, но то, что сложно — всегда интересно. А природа, небо, поле позволяют отвлечься от будней.

Все самолёты у меня заточены под фристайл — экстремальные полёты под музыку. Это когда как можно ниже выполняются фигуры, а сами они эффектные, срывные... Не всегда всё получается, но я стремлюсь к этому и планомерно работаю над пилотажем.

Модель, с которой я приехал сегодня в Ставрополь, сделана из EPP — материала наподобие пенопласта, только эластичного и поэтому не крошащегося. Он позволяет модели переживать лёгкие аварии. Вы сами видели моё сегодняшнее падение — был оторван элерон, но это ремонт считанных минут. Это самодельный самолёт, вырезан на ЧПУ-станке струной. Имеет объёмное крыло и плоский фюзеляж. Для жёсткости фюзеляж собран на карбоновой трубе, в крыльях и носу — карбоновые прутки. Алюминиевая моторама.

Размах у модели — метр двадцать, полётный вес — 850 граммов. Для экстремального пилотажа у самолёта конструктивно заложены большие площади элеронов, большая площадь руля высоты и руля поворота, а также мощная энергетическая установка — ёё тяга превышает полётный вес почти в два раза.

Безколлекторный электродвигатель высокой эффективности на литиево-полимерных аккумуляторах. Самолёт оснащён светодиодной подсветкой, чтобы можно было летать в пасмурное время. Хотя летать в пасмурный день очень трудно — мельтешение светодиодов не сильно внушает, пространственную ориентацию теряешь мгновенно.

Конструкционно самолёт довольно простой и очень адекватный в управлении. Собирал его сам. Я считаю, что хороший пилот должен знать свою технику и желательно сам её собирать. Лучше делать под себя, с учётом своих потребностей.

Сейчас электролёты вполне доступны — за 15 000-20 000 рублей можно купить мотор, сервоприводы, аккумуляторы, приёмник, зарядное устройство, комплект других деталей для сборки. Если всё это заказывать по интернету из-за рубежа, стоимость входа в наше хобби сравнима с ценой какого-нибудь модного телефона или планшета».

Сергей Жуков,
Ставрополь

«Я начал заниматься авиамоделизмом примерно в 1977-м году у Павла Яковлевича Гавриленко в Доме пионеров. Всё, что во мне есть хорошего — от отца. Он лётчик, впоследствии техник по реактивным двигателям. Хотя сам я никогда не хотел быть лётчиком. Отец привил мне технические навыки, которые я просто развил в дальнейшем.

В 2005 году с выходом на пенсию я встретил ребят, посмотрел на модели, вспомнил старое — и снова начал заниматься.

Сегодня я приехал с моделью Sebart с размахом крыла 2,2 метра. Придумал её итальянский конструктор Себастьяно Сильвестри. На ней установлен бензиновый немецкий двигатель 3W объёмом 55 «кубов». Позволяет выполнять классический пилотаж и пилотаж с элементами 3D.

Модель приобреталась как у капитана Немо — россыпью. Отдельно планер, отдельно элементы управления и электроника, отдельно силовая установка. После всё это было собрано, до лётного состояния модель доводилась около двух месяцев. Прошлым летом она впервые понюхала небо».

Никита Иванчёв,
Ставрополь

«Я начал заниматься этим спортом в 7 лет. Постепенно научился летать и перешёл на более крупные модели, как сейчас. У нас в семье много самолётов. Если честно, 13 штук (улыбается). Занимаюсь уже три года.

Зимой мы летали на СНИИСХе (большая площадка научно-исследовательского института сельского хозяйства в Михайловске — прим. Д.С.). Сейчас там идёт стройка и места осталось мало, уже не летаем.

Аварии? Нет, у меня не было, а вот у папы бывали. Позавчера, например. Два самолёта взлетали и столкнулись — одному хвост отрезало.

На вертолётах тоже летал, но сложновато. Самолёты больше нравятся. Я уже могу делать много элементов — бочку, петлю Нестерова...

Любимые у меня ЯК-55 и эта модель-копия ЯК-54. Она хорошо летает, стабильна на ветру... Какой двигатель? Лучше у папы спросить».  

Юрий Иванчёв,
Ставрополь

Мы здесь чуть ли не каждый день учимся летать — приходим сюда получать удовольствие не только от природы и общения с соратниками по спорту, но и чтобы совершенствовать своё мастерство. Прогресс виден — если раньше мы летали на каких-нибудь пенолётах, выполняли взлёт-посадку и простейшие упражнения наподобие бочки, то сейчас можем делать фигуры высшего пилотажа.

Если есть погода — мы здесь. Холодно? Тоже здесь. Если дождь, снова на аэродроме. Только сильный ветер и ливень, наверное, может нас остановить от поездок сюда.

В детстве я ходил на кружок по авиамоделизму, участвовал во всероссийских соревнованиях по свободно летающим планерам. Эта частичка души осталась с детства. Я даже не знал, что буду этим заниматься позже. Но появился сын, и в года четыре я купил ему первый самолётик. Всё это летало тогда по воле Бога и ветра. Потом у нас появился соосный вертолёт — подарок от Деда Мороза. Был и планер — интенсивно учась, мы его побили и списали.

В течение трёх лет происходил рост Никиты как спортсмена. Вначале это было просто увлечение, а теперь, наверное, становится стилем жизни. Я даже не так летаю, как мой сын, у меня не такие навыки. Я на этом «бензине» (показывает на ЯК-54 Никиты — прим. Д.С.) не летал ни разу! Был у нас случай — сын мне дал свою любимую модель, я начал висеть, у меня заглох мотор... Высота была небольшой, и самолёт потерпел краш. Папа как финансовый руководитель проекта вложил лепту — самолёт восстановили, покрасили его даже в другой цвет. Но после этого модели сына я не беру.

ЯК-54 Никиты с размахом 1,85 метра считается спортивным самолётом. Был разработан в СССР для тренировки наших пилотов-лётчиков. Делает все фигуры высшего пилотажа. Если его настроить соответствующим образом, можно выполнять модные 3D-пилотаж, фан-флай... Но необходим определённый навык. А вообще чем крупнее модель, тем она легче управляется. Чем мощнее двигатель, тем она более ветроустойчива. Но при этом важно помнить, что чем больше модель, тем сложнее её транспортировать.

Я сегодня летал на самодельной модели. Она изготовлена из потолочной плоской 5-миллиметровой плитки. Клеили на «Титан». Фюзеляж усилен карбоном. Форму нашли в интернете и чуть подредактировали. Обтянули цветным скотчем.

Двигатель электрический — 350 Ватт с регулятором 40 ампер и трёхбаночной батареей 2200 мАч... Великолепный фан, делает любые фристайловские штучки и легко разбирается! Но ремонтируется чуть посложнее, чем, например, EPP-модели.

Кирилл Котов,
Ставрополь — Миасс

В 2008 году я летел из Иркутска в Москву с пересадкой в Новосибирске. Пока час сидел в аэропорту, увидел, что неподалёку летает какая-то штука. Подошёл ближе — там продавали радиоуправляемые самолёты. Захотел купить, но не получилось — деньги были на карточке, а с банкомата не удалось снять.

Но уже во время очередной командировки из Миасса в Ставрополь зашёл в магазин «Техно-хобби» и спустил все командировочные и зарплату. Начал с недорого вертолёта, маленького соосника. Потом постепенно перешёл на спортивные, сейчас уже управляю 700-м размером.

Моя модель полусамодельная. Двигатель вручную перемотан для увеличения мощности, сейчас выдаёт 10 кВт. Регулятор недорогой китайский, но он хороший, потому что брендовый. Рама — самодельная. Вертолёт изначально китайский, но сейчас уже получился с уклоном на «немца».

На самолётах летать слишком легко — он сам летает! Неинтересно летать, неинтересно восстанавливать... На вертолётах реакция совершенно другая. А ещё мне нравится ковыряться с электроникой, которой в вертолётах полно. 



Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям:
10398
Лучшие ёлки выберут в Ставрополе
15 декабря 2017 14:49
В краевом центре стартует новогодний конкурс на самое необычное новогоднее дерево

Новогоднее дог-шоу покажут ставропольцам
14 декабря 2017 17:57
Живые символы предстоящего года соберутся в центре города

Сказочный лес «вырастет» в центре Ставрополя
14 декабря 2017 14:05
Площадь Ленина украсят 34 ёлки, а Дед Мороз приедет в город на байке

Уникальный подарок городу сделали ставропольские «Шмели»
13 декабря 2017 14:10
Лимитированные новогодние открытки с видами губернского и советского Ставрополя уже разлетаются по планете

Следуйте за нами
 
 
 
© 2012-2017 «Городские Журналы» (ООО). Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-54899 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Согласно ФЗ № 436 от 29.12.2010 "О защите детей от вредоносной информации" сайт STAVTODAY.RU относится к категории информационной продукции, которую могут использовать дети, достигшие возраста 18 лет.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.