Ставрополь сегодня
Поиск
Фильм «Матильда» доказал, что российский кинематограф всё ещё способен жестоко разочаровывать
Говорят, царь — не настоящий!
26 октября 2017 16:14
Объективно говоря, надеяться было не на что. Если бы не вой православной общественности, то эта второсортная костюмированная мелодрама прошла бы совершенно незамеченной. Но благодаря фанатикам поход на «Матильду» стал едва ли не гражданским долгом каждого здравомыслящего человека. И конечно же, ожидания как от самого фильма, так и от процесса его просмотра, были перегреты как никогда ранее. o_1438310.jpg

Но — увы. На входе в кинотеатр не стояла толпа странных людей с плакатами и иконами. Разве что скучающий охранник на всякий случай проверял сумки. Контингент тоже не соответствовал ожиданиям. Немногие зрители, пришедшие на сеанс из чувства противоречия всякому мракобесию, рассеянно озирались в поисках единомышленников, но видели лишь скучающие лица целевой аудитории киноленты — дамочек разного возраста. Как правило, одиноких. Тем же из них, кто всё же притащил своих кавалеров, стоит задуматься о недопустимости насилия в семье. Мужское меньшинство весь фильм ковырялось в телефоне, изучало потолок, пыталось вздремнуть и в целом страдало так, что никакой Кшесинской и не снилось.

В художественном плане «Матильда» представляет собой весьма странную солянку из российского кинематографа, латиноамериканских сериалов и занудных костюмированных драм о жизни королей, которые так любит снимать BBC. Сюжет и персонажи — рубленный фарш из исторических фактов и художественного вымысла. Причём ровно в том сочетании, когда несоответствие одного другому разваливает всё напрочь. И если по отдельности многие образы (главным образом второстепенные) и сцены вполне хороши, то при соединении ничего цельного не получается. 2753765.jpg

Пересказывать содержание картины особого смысла нет. Интриги в ней — ноль. Конечно, создатели дали понять, что могут насочинять чего угодно. В какой-то момент даже хотелось, чтобы несчастный Николай наконец определился и сбежал со своей балериной куда подальше, дав зрителям шанс на окончание их страданий, а России — возможность избежать величайшую катастрофу в своей истории. Но не сложилось. Совершенно плоский и безвольный наследник престола мечется между… Нет, не любовью и ответственностью перед страной, а скорее между тем, что ему говорят две женщины, под влиянием которых он находится: красивая любовница и строгая мать. В эту когорту пытается протиснуться нарочито некрасивая немецкая принцесса и будущая императрица, но выходит не особо.

Матильда Кшесинская, несмотря на то, что куда более умна и инициативна, выглядит не особо лучше. Помимо Ники её преследуют женихи, завистницы и царская охранка, а она только одно и делает, что всячески усложняет всем и заодно самой себе жизнь. 

105480.jpg

Сразу оговоримся, что оба актёра играют прекрасно, как и вообще весь состав за исключением, пожалуй, Данилы Козловского. Он, как и в «Викинге», старательно изображает помесь идиота с психопатом и в кадре главным образом бегает туда-сюда и неистово орёт. Остальные работают честно, но поставлены в разные условия.

Одно дело Сергей Гармаш, который играет последнего приличного российского императора — Александра III. За недолгое присутствие на экране он вполне наглядно демонстрирует, на чьих плечах держится Россия, не погрешив против исторической правды. Его жена и впоследствии вдова в исполнении Ингеборги Дапкунайте столь же хороша. И даже начальник сыскной полиции Власов (Виталий Кищенко) умудряется показать и глубину характера, и развитие персонажа. maxresdefa1ult.jpg

А вот безусловно отличному актёру Ларсу Айдингеру досталась пусть и главная, но практически безнадёжная роль. Его экранный Николай представляет собой столь странную помесь исторического прототипа и весьма своеобразной художественной выдумки, что впору говорить о раздвоении личности. То он безвольно пасует перед любыми трудностями, то внезапно проявляет инициативу — и мечется между этими состояниями с десяток раз, так и не поменявшись качественно за весь фильм. Если бы не обстоятельства, созданные другими людьми, он так бы и болтался в своей полупозиции «Я Ники, я не хочу ничего решать».

Выдаваемая за катарсис финальная сцена на Ходынке переврана авторами настолько, что выглядит, простите, имитацией оргазма. Ладно, что реальный Николай Второй, узнав о трагедии, случившейся во время торжеств, посвящённых его коронации, просто поехал дальше праздновать. Судя по дневникам и свидетельствам современников, ему вообще было свойственно игнорировать всё, происходящее с народом. Но экранный, вымышленный Николай тоже не ведёт себя так, чтобы в конечном итоге прийти туда и встать на колени. Он собран из кусков совершенно разных характеров и если это и не выглядит откровенным сумасшествием, то лишь благодаря таланту немецкого актёра. 105479.jpg

«Матильда» плоха именно как мелодрама — потому что не показывает историю любви. Пытается, но выходит очень ненатурально. Будто из 250-серийной мыльной оперы сделали двухчасовую нарезку, которая от сокращения хронометража не стала сколь-либо интересной и глубокой.

В остальном же фильм жанру соответствует: красивые костюмы, пышные интерьеры, балы, красавицы, лакеи, юнкера и хруст французской булки в придачу. Только не получилось ни подлинной поэмы двух любящих сердец, ни зловещего предзнаменования грядущей трагедии. BxJ5xOVl8sDCSsrpxKGTHw.jpg

При всём этом «Матильда» умудрилась обмануть всех. Вначале — фанатиков-царебожников, которые почему-то решили, что она будет оскорблять их трепетные чувства к Николаю Второму, а на деле он местами получился куда ближе к их мифическому образу, нежели к реальному прототипу. Как на иконе: лубочный, неживой, нелепый, но по канону.

А затем оказались обмануты все те, кто защищал свободу искусства от посягательств мракобесов. Потому что произведение искусства из «Матильды» - примерно как из творчества Pussy Riot или пресловутого Павленского. Общественный резонанс при нулевой художественной ценности — так себе достижение, если ты мнишь себя творцом. Фильм просто появился в нужное время. 

5yWZMJblGwMY7BQkdg44qg.jpg

Скандал вокруг «Матильды» неплохо всколыхнул русскоязычный мир и послужил катализатором для многих процессов. Кто-то поплатился имиджем, кто-то — свободой, религиозных радикалов перестали делить по принципу вероисповедания, а вроде бы безвольная богема показала, что умеет защищаться. Но самое главное — в нашей жизни стало немного больше здравомыслия. И только поэтому нам очень повезло, что этот фильм всё же был снят и вышел на экраны.

Другое мнение

P.S. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям:
3436
Ставрополье дополнительно получит почти полмиллиарда из федерального бюджета
17 ноября 2017 14:24
Они пойдут на детский сад в Михайловске, водовод в Беломечетской и ликвидацию нескольких свалок

Ставропольским водителям надо срочно «переобуться»
17 ноября 2017 12:39
Тем, кто ещё не поставил зимнюю резину, стоит сделать это в ближайшие выходные

Ставропольцы научат эфиопов варить кофе
17 ноября 2017 11:12
На родине кофе в Эфиопии будут использовать ставропольское оборудование для его обжарки

ОНФ: На Ставрополье опасно быть журналистом
16 ноября 2017 18:00
Край попал в число девяти регионов, где исполнение журналистом своих профессиональных обязанностей может быть опасным для здоровья и жизни

Следуйте за нами
 
 
 
© 2012-2017 «Городские Журналы» (ООО). Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-54899 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Согласно ФЗ № 436 от 29.12.2010 "О защите детей от вредоносной информации" сайт STAVTODAY.RU относится к категории информационной продукции, которую могут использовать дети, достигшие возраста 18 лет.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.